Во время Великой Отечественной войны проявилось немало блестящих стратегов военачальников, но практически совершенно неизвестны те военные руководители, что своими силами, на практике, приближали дело разгрома немецко-фашистских оккупантов. Один из них — Павел Михайлович Зернов.
Зернов впервые оправдал доверие партии и советского правительства, когда его, выпускника МВТУ имени Баумана в тридцатые годы бросили на форсирование трудового фронта. Нужно было срочно наладить выпуск двигателей на ленинградском заводе "Русский дизель".
К тому времени Зернов, как перспективный сотрудник, был оставлен в Бауманке аспирантом, работал в технической лаборатории, преподавал.
Но диплом инженер-механика ДВС звал его к практике, а в практике дело не встало, ее в период развития индустриализации в стране было много.
Из автобиографии Павла Зернова:
«Проработал батраком около 1,5 лет и в июне 1919 года поступил через биржу труда на Кольчугинский завод, сначала рассыльным, а потом рабочим… На заводе (мне было 15 лет) вступил в ряды комсомола. Была у меня тогда мечта – хотел уехать на фронт вместе с другими комсомольцами завода. Записали меня добровольцем, а поехал я вместе с товарищами… возить дрова для завода. Задание было выполнено, и до весны 20-го года завод был обеспечен местным топливом».
На ленинградском заводе в обстановке повышенной секретности строились двигатели для дизельных подводных лодок. Двигатели эти строились по немецким чертежам. Но что-то не задавалось, новенькие двигатели работали с перебоями, а иные и вовсе не работали.
Зернов запускал двигатели, записывал показания, разбирался с чертежами, нашел в них важные ошибки и вскоре производственная линия заработала по новым чертежам и теперь движки работали безукоризненно.
Уже в 33 года Павел Зернов стал начальником всесоюзного Главка тракторной промышленности, в 34 он — заместитель наркома среднего машиностроения СССР. Карьера инженера и руководителя росла стремительно не по блату, а сообразно могучему вкладу в дела. Зернов налаживал работу тракторных заводов, курировал выпуск грузовиков на гусеничном ходу...
В 1940 году ему поручили разработку основ отечественной стандартизации. Еще до этого Павел недоумевал, под суд за брак и вредительство шли сотни советских инженеров, при этом никто не удосужился выработать для них стандарты деятельности и каждый в работе изворачивался по своему. Зернова поставили председателем Всесоюзного комитета стандартов при СНК СССР. При этом не снимая с него всех прочих обязанностей.
Работы было невпроворот. Один раз на докладе в ЦК Зернов просто сполз с трибуны и потерял сознание (до этого работал 7 суток без сна). Старшие товарищи пожурили его: нужно все успевать и высыпаться, иметь бодрый, жизнерадостный вид, вождь не любит людей снулых, изнуренных.
К лету 1941 года Зернова назначили заместителем наркома тракторной промышленности, и присвоили ему персональное звание генерал-майора инженерно-танковой службы. Задачи всё те же — успешно делать всё, что поручено сверху. И Зернов делал. Ставится задача увеличить в 10 раз выпуск крупнокалиберных пулеметов на подмосковном заводе - исполнено.
Ставится задача запустить производство танков на Харьковском тракторном — сделано. Началась война и немец рвется к Харькову и нужно срочно эвакуировать завод? Сделано, а генерал покидает город в последнем самолете, в бомбовом отсеке, освободив места в кабине для раненых.
Зернову поручали эвакуировать заводы на Урал, отладить производство танков в Ленинграде, выпускать танки в Сталинграде, когда к городу уже пробирались гитлеровские полчища. И такой завод появился практически с нуля, на базе сталинградской верфи.
Павел Зернов вспоминал:
«Дело стало налаживаться, но обстановка на фронте усложнилась, немцы вышли к Сталинграду. И в этих условиях мы продолжали работать. Танки из ворот завода шли прямо на фронт»
Зернов везде. Он в Челябинске, налаживает конвейерное производство танков, и он же в Нижнем Тагиле увеличивает выпуск Т-34 в три раза.
После разгрома врага под Сталинградом, Зернов разрабатывает план восстановления разрушенного города. В 1944 году мост через Керчь планирует именно генерал Зернов, начальник Управления военно-восстановительных работ №12 (УВВР) (и это помимо должности заместителя председателя Генплана СССР (ответственного за восстановление народного хозяйства на освобожденных территориях), которую он занимал с 1943 года).
Солдаты и офицеры мостостроительных батальонов собирали трофейный металл по всей Керчи, но его катастрофически не хватало даже для строительства и половины опор и пролетов Керченского моста.
Тогда генерал-лейтенант Зернов принимает необычное решение — демонтировать все элементы разрушенных мостов на Днепре и тащить их сюда, на строительство нового и важного моста. Вообще, это было делом немыслимым, построить мост без швеллеров и шпренгелей. Но через пять месяцев мост заработал и по нему стали перевозить боеприпасы для войск.
Павел Зернов был дважды удостоен высокого звания Героя Социалистического труда, заслуженно. После войны генерал Зернов руководил секретным конструкторским бюро КБ-11 в Сарове, где рождалась первая советская атомная бомба...