Найти в Дзене

Художник-пилигрим в Кругосветной экспедиции

Что означает для плавучего музея "Пилигрим" - этого уникального культурно-этнографического феномена - и для художника-пилигрима - человека по морям идущего - возвращение на Родину после пяти лет странствий? После 15-ти стран мира? После двух океанов Земли?..

САМОЕ ГЛАВНОЕ:
Плавучий музей - поморская лодия ПИЛИГРИМ - снова дома,
в родных российских водах. Позади более пятидесяти выставок в 15-ти странах мира для более чем 260 тысяч зрителей на пути в 17 тысяч морских миль Кругосветного маршрута за минувшие 5 лет со старта 22 июля 2017 года из Петрозаводска, c верфи "Полярный Одиссей". Что означает для этого уникального культурно-этнографического феномена возвращение на Родину после пяти лет странствий? Станет ли ещё более активной деятельность неповторимого плавучего музея или растворится в активном культурном разнообразии общественной жизни России, ведь, с прибытием домой исчез главный фактор автоматического интереса зарубежных зрителей к проекту: чужестранность, ностальгичность, открытость, неангажированность путешествия романтиков Вокруг Света?!

ПИЛИГРИМ в порту Петропавловска-Камчатского - вновь в родных водах после 5 лет странствий в своей Кругосветке
ПИЛИГРИМ в порту Петропавловска-Камчатского - вновь в родных водах после 5 лет странствий в своей Кругосветке

С прибытием из Аляски на Камчатку для экипажа и участников Морского клуба "Пилигрим" наступила обычная техническая суета: необходимость ремонта после жуткого перехода по водам Тихого океана, проблемы зимовки, стоянки на суше и всё такое прочее. Но очевидно - и в этом главный выигрыш плавучего музея ПИЛИГРИМ: даже на стоянке - в воде ли, или на суше - старинная поморская лодия XVIII века остаётся эффектным, и эффективным!, культурно-историческим феноменом - удивительным образцом древнего быта мореплавателей минувших эпох, притягательным объектом среди однообразной современности, комфортным психологическим полем для формирования высокого человеческого восприятия духовного "возвращения" к чистым мечтам и идеалам детства и юности в стремлении к путешествиям, приключениям и открытиям. Про воспитание детей и юношества на таких примерах мы уже и не говорим!..

Наконец-то на суше в родном порту: ПИЛИГРИМ встал на зимовку в Петропавловске-Камчатском
Наконец-то на суше в родном порту: ПИЛИГРИМ встал на зимовку в Петропавловске-Камчатском

Таким образом, активность проекта "Кругосветные странствия поморской лодии ПИЛИГРИМ" обеспечена самим его существованием: никогда и нигде он не остановится в своём влиянии на cоцио-культурную атмосферу того места, где находится в данный момент славное судно. А ещё действенность проекта утверждается теми акциями - выставками, которые начали проводиться сразу же по прибытии на Родину: одновременно в двух городах России - в Угличе, на "Золотом кольце Руси" - и, конечно же, в самом Петропавловске-Камчатском открыты экспозиции плавучего музея "Пилигрим": представлены работы мастеров Творческого союза художников России (ТСХР) и реальные дельные вещи и сувениры поморской лодии.

Впечатления художника от плавания на старинном судне - это переосмысление пройденного!
Впечатления художника от плавания на старинном судне - это переосмысление пройденного!

Начинаем последовательно рассказывать о проведённых выставках "Пилигрима": и в этой связи приводим выдержки из полномасштабной аналитической статьи известного искусствоведа Дарьи Ростопчиной об экспозициях в Петропавловске-Камчатском, где проведение культурных акций сопровождалось удивительными совпадениями, которые нельзя не отметить. Впервые статья была опубликована на официальном сайте Творческого союза художников России (ТСХР).

Ответственная работа: стапели нужны, на всю зиму - крепкие и надёжные!
Ответственная работа: стапели нужны, на всю зиму - крепкие и надёжные!

В то время как само судно поднималось на сушу в главном камчатском порту, в городе, в Камчатском краевом художественном музее открылись сразу две выставки мастеров Творческого союза художников России (ТСХР): юбилейная фотовыставка "Времена года. Природа Камчатки" замечательного фотохудожника Владимира Бондаренко, и уникальная в своём роде экспозиция плавучего музея старинной поморской лодии "Пилигрим", совершающей Кругосветное плавание и пришедшей своим маршрутом на Камчатку со стороны Аляски (США), художников Александра и Сергея Синельников.

Художники-пилигримы не могли не встретиться - пусть и на берегу: Владимир Бондаренко (слева) и Сергей Синельник (справа)
Художники-пилигримы не могли не встретиться - пусть и на берегу: Владимир Бондаренко (слева) и Сергей Синельник (справа)

Произошло удивительное, но и закономерное, в своём духовном содержании, событие: пересеклись творческие пути художников-пилигримов, извечных странников по временам и пространствам искусства, они встретились, отражая сегодняшние результаты поисков, чтобы попытаться открыть глаза и души зрителям - гостям выставок - и приобщить их к своему неутомимому путешествию не имеющему границ и окончания.

Вход в музей в Петропавловске-Камчатском и баннер выставки "Пилигрим: художник в Кругосветном плавании"
Вход в музей в Петропавловске-Камчатском и баннер выставки "Пилигрим: художник в Кругосветном плавании"

НЕСЛУЧАЙНОСТИ ЗАКОНОМЕРНЫ
Деревянная лодия "Пилигрим" билась с ледяными волнами на своём Кругосветном пути уберегая в своём чреве и людей, и картины - творческие искания - всё приближаясь к берегам родной России, к Камчатке, оставляя позади двухлетние, неимоверной тяжести труды в Северной Америке: плавания по морям, рекам, озёрам и каналам её, и волок - пересечение США - впервые в мировой практике парусного деревянного исторического мореходства. А в это же время фотохудожник Владимир Бондаренко складывал волшебную мозаику выставки своих работ за многие годы экспедиций по Камчатскому краю, отмечая временной юбилей в четверть века творческих поисков.
Пилигримы-художники встретились в залах музея - они не могли не встретиться! - ибо случайностей не бывает, а тем более, в искусстве… - это знают все!

Карта-схема Кругосветного плавания поморской лодии ПИЛИГРИМ со старта 2017 года из Петрозаводска и до Камчатки - плюс: план на дальнейший путь...
Карта-схема Кругосветного плавания поморской лодии ПИЛИГРИМ со старта 2017 года из Петрозаводска и до Камчатки - плюс: план на дальнейший путь...

СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ как ПОМОЩЬ В ВЕРБАЛИЗАЦИИ ВИЗУАЛЬНОГО
Истинные художественные произведения, как открытия новых образов в искусстве, выходят из пространственно-временного континуума и оказываются носителями своего собственного - эпохального - течения времени, потому их можно соединять друг с другом и компоновать в выставочной экспозиции не сообразуясь с хронологией, или с какими-то мимолётными интересами и требованиями, и только с одной целью: выстраивания целостной смысловой тематической картины. Фотохудожник Владимир Бондаренко, создавая образ своей юбилейной выставки 2022 года, выбрал условные пять частей, пять разделов, как пятичастное построение сюжета классического произведения, оставляя, впрочем, самому зрителю ощущение встроенной в экспозицию фабулы, а следовательно, выбор пролога, развития, столкновений характеров, кульминации и эпилога - выводов, которые уносит с собой вдумчивый зритель выставки.

Мозаика из работ фотохудожника Владимира Бондаренко (ТСХР) из серии "Времена года"
Мозаика из работ фотохудожника Владимира Бондаренко (ТСХР) из серии "Времена года"

Так, можно, если искать именно классические построения, ощутить, что автор вводит зрителя в свой образный мир разнообразной коллекцией снимков "Времён Года": сорок шесть работ становятся прологом, развитием тематик, готовят взор и душу к общению с искусством фотографии, дают возможность выбора того направления, которое затем отзовётся самым глубоким волнением, тем, которое в данный момент, в данном состоянии подсознательно выбрал зритель для себя. И удивительно, что своим мастерством фотохудожник предоставляет разные возможности для этого зрительского выбора: в зависимости от вашего сегодняшнего настроя вы изберёте в качестве главной фабульной основы или утончённую красоту природных тонов и линий, или гармонию и азарт движений свободных животных, или осторожность общения с природой фотомастеров, или противоречивость открытого пейзажа, или строгие напоминания хрупкости природной красоты переданной Человеку в вековечное управление.

(С) - фото Владимир Бондаренко "Там, где живут лебеди" - центральное полотно юбилейной выставки "Камчатка. Времена года"-2022
(С) - фото Владимир Бондаренко "Там, где живут лебеди" - центральное полотно юбилейной выставки "Камчатка. Времена года"-2022

Тогда "Времена Года" становятся условным "исходным материалом" для формирования вашего личного сюжета духовного путешествия по фотовыставке: если сейчас отозвалась душа на зафиксированные мастером гармонии красочных и тоновых соотношений, то кульминацией чувств для вас станет знакомство с "Лебединым Царством" - удивительные сцены поведения прекрасных птиц, их соотношение с окружающим миром, когда возникает вдруг вопрос: "А что красивее - грациозные лебеди или природа вокруг них?"

(C) - фото Владимир Бондаренко из серии "Лебединое Царство"
(C) - фото Владимир Бондаренко из серии "Лебединое Царство"

Этот уникальный по своей философской сути вопрос фотомастер Владимир Бондаренко смог талантливо поставить именно визуальными средствами, не вербализуя своё открытие даже в названиях работ, а значит, не насилуя мнение и внимание зрителя, демонстрируя к гостям выставки такое же бережное отношение что и к дикой природе, с которой он общается поистине на сакральном уровне в своих экспедициях.

(С) - фото Владимир Бондаренко - из серии "Там, где живут лебеди"
(С) - фото Владимир Бондаренко - из серии "Там, где живут лебеди"

Если ваша душа в сегодняшнем визите на фотовыставку отозвалась на тонкие, намеченные буквально "кончиком пера", намёки на особые профессиональные подходы к профессии фотохудожника, стоящего лишь на пороге Мира Природы, но не внедряющегося в неё, не вмешивающегося в вековечно устоявшуюся гармонию природных феноменов, тогда ряд снимков, предложенных Владимиром Бондаренко приведёт вас самого в фотокружок к мастеру, и тогда вы вместе с ним отправитесь на поиски уже своих собственных образных открытий в необозримом Камчатском крае. Прекрасный путь!

(C) - фото Владимир Бондаренко (ТСХР) - из серии "Там, где живут лебеди"
(C) - фото Владимир Бондаренко (ТСХР) - из серии "Там, где живут лебеди"

Если вам сегодня созвучен удивительный и загадочный мир животных - их свобода и непосредственность, их проблемность и таинственность - тогда и "Лебединое" и "Глухариное" царства станут кульминацией волнений, источником вопросов и даже доброй зависти: "Как фотохудожник сумел подсмотреть такое? Как ему удалось "договориться" с птицами, с животными, чтобы те изрядно попозировали ему для выбора лучшего ракурса, лучшей фазы, максимальной гармонии момента!?"

(C) - фото Владимир Бондаренко - мозаика из работ серии "Там, где живут лебеди"
(C) - фото Владимир Бондаренко - мозаика из работ серии "Там, где живут лебеди"

Если же ваша строгость зрителя сегодня определяюща, тогда главными контрапунктами фотовыставки станут философские реперные точки, предлагаемые автором, и основным для вас станет поиск ответа на вековечный вопрос не имеющий, на самом деле, ответа: неизбежны или нет экологические проблемы в общении с природой? где находится Человек в отношении к Природе: "Человек в Природе" или "Природа в Человеке", а может, "Человек и Природа"? Фотохудожник Владимир Бондаренко для себя выбирает первый вариант и это его право, как и право зрителя выбрать своё: визуальный образный массив выставки позволяет это вполне.

(C) - фото Владимир Бондаренко (ТСХР) "Между молотом и наковальней" (усл. назв. от ред.) - из серии "Там, где живут лебеди"
(C) - фото Владимир Бондаренко (ТСХР) "Между молотом и наковальней" (усл. назв. от ред.) - из серии "Там, где живут лебеди"

Вне всяких сомнений, докучливый зритель найдёт для себя на выставке "Времена года. Природа Камчатки" и пищу для указания на авторские сомнения и недочёты, на некоторые повторы и недосказанность, на досадную зависимость от любимого хода и неоднозначность графических решений, только это будут некие промежуточные ощущения, по ходу вашего движения по залам музея.

Это ещё не все гости на открытии юбилейной выставки фотохудожника Владимира Бондаренко "Камчатка. Времена года" 2022 года
Это ещё не все гости на открытии юбилейной выставки фотохудожника Владимира Бондаренко "Камчатка. Времена года" 2022 года

Но есть то сокровенное итоговое впечатление, которое формируется на выходе, после прочтения всего многообразия сюжета, предложенного фотохудожником Владимиром Бондаренко, и тогда, вглядываясь в себя - зрителя - с удивлением оказываешься вновь на входе в Камчатский краевой художественный музей и обнаруживаешь острое желание ещё и ещё раз пройти по выставке, ещё и ещё раз пережить это чудо открытия, казалось бы, давно переоткрытой сотни-тысячи раз Природы, которое фотохудожник делает всякий раз когда нажимает на спуск фотоаппарата замирая перед встретившимся чудом в своей новой экспедиции.

(C) - фото Владимир Бондаренко - из серии "Вачкажец. Времена года"
(C) - фото Владимир Бондаренко - из серии "Вачкажец. Времена года"

ПЕРВАЯ и ШЕСТНАДЦАТАЯ СТРАНА в КРУГОСВЕТКЕ "ПИЛИГРИМА"
Когда в 2017 году поморская лодия "Пилигрим" уходила в своё Кругосветное плавание в западном направлении неся в себе уникальное социокультурное образование:
плавучий музей художественных произведений мастеров Творческого союза художников России (ТСХР), то ни Главный художник проекта Александр Синельник, ни даже капитан судна Сергей Синельник - оба заслуженные путешественники России - не знали и не могли знать: в скольких странах мира и сколько раз будут выставлены экспозиции: графика и живопись, модели и диарамы музейного качества, представляющие старинное северное русское поморское судостроение и деревянное зодчество, образцы народных промыслов.

(C) - фото Владимир Бондаренко - из серии "Сохраним природу Камчатки"
(C) - фото Владимир Бондаренко - из серии "Сохраним природу Камчатки"

И вот в 2022 году, после долгих пяти лет странствий, уставший "Пилигрим" вернулся в родные российское воды, пришёл на Камчатку с востока, из Аляски, и оказалось, что Россия стала первым - стартовым - экспозиционным полем плавучего музея, и теперь - шестнадцатым, так как в пятнадцати других странах планеты по ходу Кругосветки работали выставки приносимые зрителю, словно из глубины веков, старинным деревянным парусным поморским русским судном.

Художники-Пилигримы на открытии выставки: Владимир Бондаренко и Сергей Синельник (ТСХР) в Камчатском краевом художественном музее (июль 2022)
Художники-Пилигримы на открытии выставки: Владимир Бондаренко и Сергей Синельник (ТСХР) в Камчатском краевом художественном музее (июль 2022)

Как же могло столь хрупкое - всего-то в два пальца толщины бортов - судёнышко, всего-то в тринадцать метров длиной, с прямыми, древнего устройства и покроя, парусами, с тяжёлым рулём-бревном и без какой-то механизации пройти эти 230 градусов земного шара из 360-ти: всё Западное полушарие и ещё "кусочек" Восточного, по Атлантическому и Тихому океанам?
И не просто пройти маршрут в 17 тысяч морских миль по морям-океанам, рекам, озёрам и каналам, а и выставить и показать уникальный плавучий музей
в пятнадцати странах более чем 260 тысячам зрителей!

(С) - Александр Синельник "Кабо Верде. Пилигрим" б., цв. кар. 45х30
(С) - Александр Синельник "Кабо Верде. Пилигрим" б., цв. кар. 45х30

Ну, не чудо ли?
И в самом деле чудо! Но оно стало реальностью именно потому что хрупкая поморская лодия "Пилигрим" шла по планете Земля как раз с этой высокой социокультурной, гражданской и патриотической целью - принести зрителям других стран художественную экспозицию из России. Очевидно, если бы "Пилигрим" не был плавучим музеем, то никаких бы этих тысяч морских миль Кругосветки не состоялось бы: высокая цель не просто облагородила плавание, превратила его из банальности спортивно-технического похода в феномен общечеловеческой культуры, взаимного духовного интереса и живого общения разных народов, но и берегла нежное судёнышко от невзгод и несчастий. Так доброта устремлений из словесных формулировок и чистых позывов человеческой души стала реальностью выполненного огромного дела, непредставимого даже в самых ярких мечтаниях для подавляющего большинства зрителей.

(C) - фото Владимир Бондаренко - из серии "Сохраним природу Камчатки"
(C) - фото Владимир Бондаренко - из серии "Сохраним природу Камчатки"

"ОСТАТКИ СЛАДКОГО ПИРОГА"
Дотошные зрители Петропавловска-Камчатского - жители и гости Камчатского края - на самом деле могут и обидеться на художников - участников Кругосветных плаваний плавучего музея - старинной поморской лодии "Пилигрим": после странствий вдоль берегов Аляски до Камчатки добралась лишь малая часть той обширной выставочной коллекции, которая формировалась на старте.

(C) - Александр Синельник "Компас Пилигрима" б., цв. кар. 45х30
(C) - Александр Синельник "Компас Пилигрима" б., цв. кар. 45х30

Очевидно, что с подавляющим количеством своих работ члены Творческого союза художников России (ТСХР) Александр и Сергей Синельники расставались на выставках, на встречах со зрителями, с представителями русской диаспоры в США - в этом же суть творческой работы: результаты труда должны уходить к людям, оставаться частичкой души мастера в новом доме, в новом месте, общаться с новыми людьми в новой эпохе.

Часть выставки "Пилигрим: художник в Кругосветном плавании" в Камчатском краевом художественном музее - авг.-окт. 2022
Часть выставки "Пилигрим: художник в Кругосветном плавании" в Камчатском краевом художественном музее - авг.-окт. 2022

Общее количество подаренных и проданных работ не вычисляется: наши художники весьма далеки от счетоводства. Пополнить же коллекцию в ходе тяжелейшего и опаснейшего плавания в 2000 миль от Хомера (Аляска) вдоль бесконечной цепочки Алеутских островов до родных Командор и Петропавловска-Камчатского нереально - это же понятно! - но и на Алеутах (!) художественные работы уходили с плавучей экспозиции "Пилигрима" в качестве подарков и на продажу - и это, конечно же, очевидно и не удивительно! Интерес к старинной поморской лодии, пришедшей из далёкой России своим ходом, огромен во всех странах мира куда лодия уже добралась. И, просим иметь в виду: Кругосветка "Пилигрима" вовсе даже не заканчивается!

Пройденный и плановый маршруты поморской лодии ПИЛИГРИМ по водам Тихого океана - 2022-2023
Пройденный и плановый маршруты поморской лодии ПИЛИГРИМ по водам Тихого океана - 2022-2023

Работа художника на борту старинного парусного судна в ходе живого плавания весьма специфична: масса впечатлений, когда рука и душа просятся делать и делать зарисовки, наброски, эскизы, и, здесь же, под боком, масса текущих забот жизнеобеспечения; эти массивы одинаково огромны и настолько объемлющи, что хорошо сделать и то и другое одновременно не получится никак.

Редкий случай когда художник Александр Синельник может спокойно поработать на бумаге во время плавания...
Редкий случай когда художник Александр Синельник может спокойно поработать на бумаге во время плавания...

Потому художник вынужден накапливать и накапливать в себе приходящие в море, у берегов, со всех сторон в ходе плавания образы, впечатления, эмоции, открытия, и лишь некоторые - основные - закладывая в набросок, в эскиз, неизбежно превращая, таким образом, мозг и душу в эдакий паровой котёл всё набирающий и набирающий внутри давление и не имеющий выпускного клапана до поры возвращения художника в свою мастерскую; и только тогда поток вырвавшихся на свободу впечатлений превращается в полновесные работы. Такой стиль творческой работы художника-пилигрима - это его тяжкий крест и одновременно неописуемое удовольствие, далеко не каждый мастер выбирает такой путь, но наши художники Александр и Сергей Синельники давно и сознательно встали на него и пока не собираются сходить на иные пути в искусстве.

Руководство Камчатского краевого художественного музея и художник, капитан Сергей Синельник (ТСХР)
Руководство Камчатского краевого художественного музея и художник, капитан Сергей Синельник (ТСХР)

Как было бы хорошо, если бы наши пилигримы работали в одной технике - например, в графике: рисуй на плоскости, закладывай листы на аккуратное хранение в надёжные папки на борту плавучего музея - и всё тут - ан, нет!: хотя братья Синельники и состоят в секции графики Московского отделения ТСХР, но работают в разных техниках и выбрали для себя и реализуют весьма разные творческие интересы. Александр Синельник называет себя "графиком" осторожно, и хотя совсем недавно - весной 2022 года - оформил и выпустил свою очередную книгу о странствиях художника-пилигрима "Песчаные замки или Собиратели пустынь" - но в равной степени работает и в живописи, и в скульптуре, и высококлассно моделируя, показав свежие работы на двух выставках в родном Уральске и в старинном Угличе на "Золотом кольце Руси".

(C) - Александр Синельник "Человек в океане" х., м., 60х50 и модели музейного качества Сергея и Александра Синельников
(C) - Александр Синельник "Человек в океане" х., м., 60х50 и модели музейного качества Сергея и Александра Синельников

Сергей Синельник выбрал для себя в качестве приоритетной технику предметного моделирования: он увлечён образцами старинного древнерусского судостроения и деревянного северного зодчества, вот откуда появился этот образ - удивительная поморская лодия "Пилигрим" в почти реальных размерах - плавучий музей идущий и Вокруг реального Света, и по невидимым морям-океанам бескрайнего Искусства.
Очевидно, что в коллекцию попадают ещё и работы мастеров народных промыслов: сувениры, игрушки, поделки из разных уголков России. Всё это осталось в пятнадцати странах мира по маршруту Кругосветки "Пилигрима".

Художник-Пилигрим - Сергей Пасенюк - участник Кругосветки на ПИЛИГРИМе на маршруте от Командор до Камчатки 2022
Художник-Пилигрим - Сергей Пасенюк - участник Кругосветки на ПИЛИГРИМе на маршруте от Командор до Камчатки 2022

Удивителен феномен рождения образов у художника-пилигрима, а впрочем, это тайна искусства вообще: и в самом деле, как получается, что художник смотрит на бетонные джунгли города, а рисует великолепный воздушный пейзаж нетронутой цивилизацией природы; или сидит художник в сухой степи, а на холсте у него "синего моря девятый вал".

(С) - фото Владимир Бондаренко - мозаика из работ серии "Глухариное царство"
(С) - фото Владимир Бондаренко - мозаика из работ серии "Глухариное царство"

Так и в морском плавании на "Пилигриме" окружающие Александра Синельника виды становятся лишь поводом, "исходным материалом", основой для воображения и для седьмого чувства - чувства прекрасного - и тогда на бумаге рождается образ встречи деревянной парусной лодии с гигантами-китами, которые всплывают из глубин посмотреть на чудо пришедшее из XVIII века, с которым общались триста лет назад их предки - киты бабушки и дедушки; или вдруг вырастают у художника неведомые крылья и возносят его в небо, и тогда парит он над своей парусной лодьёй вместе со свободными альбатросами и видит невообразимое морское пространство от горизонта до горизонта.

(C) - Александр Синельник "Хранитель света", к., м., дер., 60х45
(C) - Александр Синельник "Хранитель света", к., м., дер., 60х45

А звуки моря, а запахи океанские, а рассказы бывалых моряков из твоего экипажа? - как они вдруг перерождаются в графические и красочные образы на картинах? Неведома эта тайна, счастлив художник вытаскивающий её на свет из глубин души своей, счастлив зритель приобщающийся к миру Искусства увидевший работу на выставке. Неведом, всемогущ и бесконечен этот круговорот во Вселенной.

(С) - Александр Синельник "Путь Пилигримов. Северные врата. Всплытие. Нехватка воздуха" б., цв. кар., 40х60
(С) - Александр Синельник "Путь Пилигримов. Северные врата. Всплытие. Нехватка воздуха" б., цв. кар., 40х60

Выставка "Пилигрим: художник в Кругосветной экспедиции" в Камчатском краевом художественном музее, открытая по приходу поморской лодии на Камчатку 18 июля 2022, представляет то настроение творческой борьбы и исканий, сомнений и находок, которое дарит мастеру настоящее морское плавание, его невзгоды и опасности - порой, смертельные. Листы Александра Синельника и модели его брата Сергея ещё и ещё раз подчёркивают нескончаемое богатство духовного источника новых образов, впечатлений, эмоций, переживаний, чувств, которое получают Художники-Пилигримы в своих походах по свету, по морям-океанам, по степям и пустыням, чтобы там своими работами парадоксальным образом перебрасывать мостики из одного мира в другой, из одной эпохи в другую, из одной человечьей души в соседнюю.

Малая часть экспонатов плавучего музея ПИЛИГРИМ
Малая часть экспонатов плавучего музея ПИЛИГРИМ

И расстаётся зритель с выставкой с новой мечтой вдруг обнаруженной в себе: самому отправится в плавание на "Пилигриме", самому прикоснуться к этим чудесам похода на старинном деревянном парусном судне эпохи XVIII века, чтобы чуть больше понять себя самого. Благо, такое возможно: это сейчас пока подошли осень и межсезонье, и лодия отдыхает на берегу в порту Петропавловска-Камчатского, но вернётся весна и придёт лето следующего года и "Пилигрим" вновь поднимет паруса, чтобы выйти в океан.

Зимовка для деревянного парусного старинного судна - это непростое испытание! порт Петропавловска-Камчатского
Зимовка для деревянного парусного старинного судна - это непростое испытание! порт Петропавловска-Камчатского

Так, встречаемся же на борту поморской лодии "Пилигрим": и сейчас, пока она дремлет на берегу радуясь каждому визиту гостей на свою скрипучую палубу, и весной, когда начнутся работы на борту, и затопают по доскам многочисленные мастера деревянных и железных дел ремонтируя судно, готовя его к новому спуску на воду, и тогда понадобятся десятки-сотни новых рук желающих помочь продолжению Кругосветного плавания.

На ПИЛИГРИМе всегда есть где приложить руки волонтёров
На ПИЛИГРИМе всегда есть где приложить руки волонтёров

А пока рисуем, пишем, мечтаем и решаем куда направит свой курс деревянная красавица-лодия, и ходим на выставки художников Александра и Сергея Синельников, приобщаясь к большому красивому делу.

Камчатский краевой художественный музей до 2-го октября 2022 показывал выставку "Пилигрим: художник в Кругосветном плавании". Все подробности работы музея на его официальном сайте www.kamartmuseum.ru

(C) - фото Владимир Бондаренко - мозаика из работ из цикла "Путешествие по Козельскому вулкану"
(C) - фото Владимир Бондаренко - мозаика из работ из цикла "Путешествие по Козельскому вулкану"

Фотовыставка "Камчатка. Времена года" Владимира Бондаренко переехала в Дом писателей Петропавловска-Камчатского - это на ул. Советской, 4. Там, в залах "Центра творческого развития и гуманитарного образования" разместились 26 произведений мастера.

На выставке работ фотохудожника Владимира Бондаренко (ТСХР)
На выставке работ фотохудожника Владимира Бондаренко (ТСХР)

И конечно же, невозможно подводить итоги поисков неутомимых Художников-Пилигримов - мастера искусств Творческого союза художников России (ТСХР) готовят свои новые выставки в городах российских и по всему миру - а по такому поводу скажем только одно: до новых встреч!

Встречаемся в музее на новых выставках!
Встречаемся в музее на новых выставках!

Материал подготовлен на основе статьи искусствоведа Дарьи Ростопчиной (Творческое объединение - Студия Microplan)

Кругосветные странствия поморской лодии ПИЛИГРИМ продолжаются: формируется маршрут на новый сезон плаваний лета 2023 года, принимаются предложения по предстоящему маршруту, рассматриваются кандидаты в экипаж судна, приглашаются волонтёры.

ПИЛИГРИМ всегда и везде ждёт гостей, болельщиков, друзей!
ПИЛИГРИМ всегда и везде ждёт гостей, болельщиков, друзей!

Все вопросы по е-мэйл:
piligrim-ss@mail.ru
или
fond-krugosvet@mail.ru


Ваши вопросы, предложения, помощь адресуйте капитану "Пилигрима" заслуженному путешественнику России Сергею Синельнику.

ИДЁМ ПО ПЛАНЕТЕ ВСЕ ВМЕСТЕ !!!

Гостеприимство ПИЛИГРИМа в 15-ти странах мира - это закон Кругосветного плавания!
Гостеприимство ПИЛИГРИМа в 15-ти странах мира - это закон Кругосветного плавания!