Найти в Дзене
Записки не краеведа

Необъятная Россия. Путешествие по Сибири#10

Оглавление

⇦ предыдущая часть

18. Ямщики и их езда

Ямщики резко различаются между собой, в зависимости от их темпераментов.
Сангвиники. Это чаще всего забайкальские казаки. Уже выезжая со станции, слышишь крик «ги-и-и», и лошади несутся карьером. А в дороге, под гору и частью на противоположную сторону тройка несётся не карьером, о нет! Но каким-то бешеным аллюром: как говорят, «лошади несут». Сначала я даже боялся: впереди едут подводы. По бокам дороги порой глубокие овраги, ничем не огороженные, на пути мосты, часто очень узкие… Но всё обходилось благополучно, и я не только привык, а даже находил огромное наслаждение в этой бешеной скачке: дух захватывает, ямщик гикает и крутит в воздухе бичом, погоняя то правую, то левую пристяжную, которые, загнув головы, несутся как птицы.

Флегматики едут трусцой; сами – ни звука. Это по большей части крестьяне. Трусцой бежит коренник, трусят и пристяжные. Скука смертная! Такой же рысью идут и в гору, и под гору, как будто дорога везде ровная, как зеркало. Делают ровно 10 вёрст в час, как и следует по закону. Я часто наблюдал по часам и удивлялся: проехали 5 вёрст, - смотришь на часы: полчаса! Проехали 10 вёрст, - минута в минуту час.

Но не думайте, что первые едут быстрее! За езду больше 10 вёрст в час, как тяжёлую для лошадей, ямщиков штрафуют и поэтому после бешеной скачки они треть версты едут шагом; иногда ямщик слезет, похлопает лошадей по спине, поправит колесо и затем опять несётся как стрела. Но вы всё время находитесь под впечатлением карьера; вам кажется, что вы едете очень быстро и остановок не замечаете. Вам это приятно, вас это волнует… И вы невольно таким ямщикам даёте «на водку» более, чем флегматикам.

Ямщики-буряты. Это – середина. Они сонны и апатичны. Иногда смотрит вперёд и ничего не видит. Где витают его мысли, - неизвестно! Раз даже среди белого дня, ехавши шагом, мы наехали на дерево в обхват толщиной. И ведь не спал, а мечтал о чём-то. Но зато иногда просыпается, и тогда путник держись крепче!

Иногда встречается другой бурят верхом, и вот проехав шагов сто рысью, они вдруг пускаются вскачь «наперегонки». Боже мой, что здесь творится! На дорогу не обращается никакого внимания: ровчаки ли на пути, камни, - всё равно.

река Кемчуг
река Кемчуг

Что испытывает бедный пассажир, которого бросает как мяч вместе с его чемоданами, - ямщика не интересует. Мимо мелькают деревья, несётся сбоку бурят, заломивши свою шапочку и погоняя коня нагайкой, и в воздухе вместе с диким гиканьем и звоном колокольчиков раздаётся свист бича ямщика!...
Но вот поворот. Бурят уезжает куда-то в сторону, и ваш ямщик опять становится сонным и вялым; глаза полузакрыты, взгляд апатичный…

Попадаются иногда бабы и дети. Ездить им запрещено; но с разрешения пассажиров они заменяют пьяных или измученных ямщиков.
Искусство ездить у ямщиков изумительно. Например, едет навстречу бесконечный обоз, возов в 150-200, и мимо несётся наш ямщик карьером. У меня буквально пряталась душа в пятки: ну, думаю, если и здесь не сломает ось себе или кому-нибудь другому, то значит, нет таких положений, при которых оси ломаются. Не сломать, не зацепить, кажется, невозможно! И что же? Хоть бы где-нибудь и когда-нибудь!
После этого я уже им вполне доверился и если видел, что он несётся прямо на столб, на экипаж, мчится с такой горы, с которой надо было бы тормозить и самому выходить, – я был совершенно покоен и всё было благополучно.

Выход Ангары из озера Байкал
Выход Ангары из озера Байкал

Только раз «случился случай». Ночью, часов в 12 я выехал из Листвяничной. Дорога шла по крутому, обрывистому берегу реки Ангары, с массой мостов и оврагов. Туман такой, что буквально в трёх шагах ничего не было видно. И вот при таких-то обстоятельствах мы летели как бешеные!
- Езжай рысью!
- Не могу, барин, сдержать лошадей: только что куплены, ещё молодые.
- За каким же чёртом ты запряг их в такую ночь!
Молчание. А лошади несут. И вдруг перед нами из-за тумана вырисовывается силуэт встречной тройки. Происходит столкновение. Как мы остались целы, - не понимаю! Лошади бросились в сторону, прямо в овраг, но каким то образом колёса наших экипажей сцепились, и всё ограничилось только тем, что ямщик вылетел в канаву, поломал оглобли да чуть не пробил мне голову.

19. От Красноярска по железной дороге

При виде Красноярска я понял, что конный путь окончен. От Красноярска до Ачинска пассажирского движения не было. Для меня прицепили к балластному поезду товарный вагон, с сидением из досок. Как ни плохо было ехать и спать в таком вагоне; но после перекладных всё это показалось верхом комфорта.
Собственно говоря, здесь уже окончилась Сибирь. Едете вы покойно, ни о чём не заботитесь; не волнуют вас мысли о куске хлеба; не ждёте вы голодной смерти или нападения разбойников…

Нет и хороших видов. Это и понятно; где тракт взбирается в гору – делается выемка; где бы надо спуститься в живописный овраг – делается насыпь. Выбираются места ровные, избегают гор и т. д., и дорога становится бесцветной, хотя и так местность в западной Сибири не красива: это гладкая безбрежная степь с редкими таликами леса и частыми озёрами и болотами.

Красноярск
Красноярск

Последний раз я видел тайгу у начала ветки в Томске. Это настоящая форменная тайга, которая тянется вёрст на 70. Тайга настолько дремучая, что пройти её почти невозможно. Масса зверя и птицы. Хотя кругом было болото, но воды на станции «Тайга», расположенной здесь, нет и возят её за 50 вёрст. Комаров такая масса, что летом дышать нечем: надо всё время ходить в сетке.
И вот даже здесь, в этой «Тайге», железная дорога оказала своё цивилизующее влияние: я вижу маленькую фотографию и в отдельном зале вокзала для служащих показывается фонограф Эдиссона с ариями Фигнера и Медеи-Мей.
За рекой же Окой уже можно было сесть в пассажирский поезд, в котором были вагоны первого и второго класса. Я считал себя в Европе.
В заключение скажу, что путь от Владивостока и до Челябинска, проехав необыкновенно счастливо, без особых задержек и на реках, и на лошадях, я совершил в 56 дней.

Н. И. Карташов.
Газета «Донская речь» № 320 от 17 декабря 1896 года.

  • В газете имеется ещё один материал о поездке по Сибири, не менее интересный. Но с его прочтением, в виду качества скана, пока сложности. Надеюсь что осилю…

⇦ предыдущая часть

Навигатор ← Необъятная Россия