Потолок цен на газ может обернуться для Европы дефицитом топлива, пишет Global Times. При этом США ей не помогают, а только наживаются на ее проблемах. Европа оказалась на перепутье, ей предстоит выбрать, как дальше строить отношения с Америкой.
Во вторник Еврокомиссия предложила пакет чрезвычайных мер, призванных защитить потребителей от роста цен на газ в преддверии зимы. Он предусматривает совместные закупки газа странами ЕС и введение временной "максимальной динамичной цены" при проведении торгов на голландском газовом хабе TTF.
Европа вступает в тяжелую зиму, в течение которой ее ждут заоблачные цены на энергоресурсы, высокая инфляция и возможный экономический спад. Поэтому некоторые члены Евросоюза разделяют желание Брюсселя, но хотят ввести ценовой порог на весь газ, а не только на те небольшие объемы, которые все еще идут из России.
Германия, крупнейший в ЕС покупатель газа, и Нидерланды скептически относятся к идее ограничения цен. Они обеспокоены тем, что это может привести к увеличению спроса, и что европейским странам будет намного сложнее осуществлять закупки топлива.
В таких обстоятельствах ЕС, пытающийся справиться с ростом цен на энергоресурсы, не сумел принудительно ввести это ограничение. Его предложение показывает, что идея ценовой интервенции наткнется на серьезные препятствия и трудности.
Если ограничение цен приведет к полному отключению российских поставок газа, Евросоюз этой зимой может испытать нехватку топлива. В основе своей дефицит поставок – это серьезная проблема для блока, а ограничение цен не поможет уменьшить спрос, однако создаст угрозу сокращения импорта. Это значит, что ЕС должен найти такой подход к решению проблемы, чтобы ограничить спрос, но одновременно обеспечить поставки. В противном случае спрос превысит предложение, а это может подтолкнуть цены вверх.
В условиях энергетического противостояния с Россией Евросоюз надеялся, что Соединенные Штаты станут для него "спасителем". Однако оказалось, что сжиженный природный газ из Америки намного дороже российского. Французский президент Эммануэль Макрон не выдержал и пожаловался, что американское топливо слишком дорогое. Он заявил, что Франция платит в четыре раза больше той цены, по которой США продают газ собственной промышленности. Как сообщают некоторые средства массовой информации, американские компании могут заработать более ста миллионов долларов на каждом газовозе с СПГ, направляющемся в Европу.
В начале октября канцлер Германии Олаф Шольц предложил план по снижению цен на газ, предусматривающий создание альянса покупателей совместно с испытывающими энергетический голод странами Азии, такими как Япония и Южная Корея. Тем самым, он намеревался убедить крупных экспортеров типа США понизить цены. Предложение это прозвучало на полях неформального саммита в Праге. Но в действительности у блока очень ограниченный переговорный потенциал в вопросе поставок СПГ из США.
Более того, на фоне надвигающегося энергетического кризиса производственный сектор Евросоюза сталкивается с существенными изменениями. Доказательством этой тенденции стала ситуация в европейской автомобилестроительной промышленности. Аналитическая компания S&P Global Mobility опубликовала недавно доклад под названием "Зима близко", в котором отмечает, что система снабжения автомобильной отрасли "может испытать серьезные нагрузки" из-за резкого увеличения затрат на электроэнергию и отключений электричества.
"Цены на энергоресурсы в Европе запредельные … суровая зима может поставить под угрозу определенные секторы автомобилестроения, которые будут не в состоянии продолжать работу на своих производственных линиях", – говорится в докладе.
Чтобы снизить энергозатраты, некоторые европейские автомобилестроители выводят из региона сборочные линии, в основном в Соединенные Штаты. Недавно крупные европейские автопроизводители, такие как Volkswagen, Mercedes-Benz и BMW, заявили, что намерены увеличить инвестиции в США.
Поскольку энергетический кризис в ближайшей перспективе вряд ли закончится, европейские производственные предприятия будут страдать от новых потрясений, а также от возможного экономического спада.
Министр экономики и финансов Франции Брюно Лё Мэр (Bruno Le Maire) недавно сказал, что конфликт на Украине не должен закончиться экономическим господством США и ослаблением ЕС.
Похоже, некоторые европейцы начинают понимать, что пали жертвой глобальной стратегии США.
Европа привязана к США в вопросах безопасности и следует в фарватере Америки. Вашингтону выгодна такая ситуация, но Европе в результате становится все сложнее осуществлять региональную интеграцию. Ей все труднее сохранять статус экономической державы, равной по силам Америке. Российско-украинский конфликт поставил Европу на перепутье. Она может продолжать следовать за США в своем нынешнем статусе, а может отойти от Америки, сплотившись и приступив к скоординированному развитию, дабы Соединенные Штаты не наживались на трудностях ЕС.