Краб для российских рыбодобывающих компаний всегда считался «золотой жилой». На общую долю добычи деликатесного и дорогостоящего продукта до 2022 года приходилось до 42% всей экспортной выручки отечественной рыбной отрасли. Однако похоже в этом году ситуация складывается иначе...
Основную часть добычи российские рыбаки экспортировали в другие страны. Только в 2021 году на продажу за границу ушло около 70% добытого в России объёма. До этого года на рынке действовали два основных игрока – РФ и Канада. США были основным экспортным рынком, следом – Канада, Страны Азии и Европа. Можно сказать, что зачастую именно краб спасал отечественного рыболова в неудачные по вылову остальной рыбы годы. Надо отметить, что в Российской Федерации самые лояльные законы по добыче деликатеса, в то время, как, к примеру, в США (Калифорния, Аляска) прежде чем открыть сезон, рыбаки вынуждены побороться с экологами и зоозащитниками, доказав безопасность своей деятельности для окружающей среды. К тому же в Америке действуют жесткие ограничения по квотам вылова из этих же соображений. Соответственно, Россия всегда была лидером мирового рынка. До этого года.
Небольшая справка. Основным видом, добываемым в России является Камчатский краб. Он относится к так называемому ценовому мидлл-сегменту (сюда же относятся синий и равношипый подвиды). К премиальному сегменту относятся крабы стригуны-опилио, Бэрда, волосатый и глубоководный красный стригун. От вылова недорогих подвидов – аквакультурных – производители повсеместно отказываются. Они не пользуются спросом, так как практически не имеют вкуса.
Начиная с 2020 года, когда во время пандемии Covid-19 стали массово закрываться рестораны, рынок домашнего потребления дорогих морепродуктов начал расти огромными темпами. Гурманы не хотели отказываться от привычных деликатесов. Соответственно, где спрос – там и предложение. Цены на краба также выросли. Владельцы рыболовецких компаний начали активные инвестиции в бизнес, в строительство новых предприятий по заготовке, обновлению парка судов и прочее. 2022 год, похоже, поставил на крабовом бизнесе жирную точку...
В связи с введением антироссийских санкций из за геополитической обстановки в 2022 году, по мнению аналитиков, Российская Федерация потеряла все основные рынки экспортного сбыта. Это США, Япония и Европа. Конечно, делается все, чтобы перенаправить поток продукции в страны Юго-Восточной Азии и арабские направления. А эта работа – не на один год. К тому же, рыболовная промышленность в своей основной массе оснащена судами и оборудованием иностранного производства, а это уже достаточно серьезные потери, в связи с его техническим обслуживанием в дальнейшем.
Однако, как нам рассказал анонимный источник, российские рыболовецкие компании сейчас делают «хорошую мину при плохой игре», так как в отрасли все намного печальней, чем они пытаются представить общественности. В связи с резким падением доходов, россияне, даже те самые гурманы, в 2022 году предпочитают делать выбор в пользу недорогих морепродуктов, отказываясь даже от привычной уже красной икры. В связи с этим, большинство представителей малого бизнеса уже закрыли свои компании. Очередь за средними. По слухам, тот обьем, который был выловлен в августе (начало сезона) по квоте, просто сжигается из-за сговора монополистов рынка, чтобы не допустить ценового демпинга. Склады мороженной продукции из-за низкого спроса заполнены, а квоту выполнять необходимо. На азиатский же рынок в основном идет живой товар, при этом стоимость подобных сделок является тайной, но известно, что она гораздо ниже российского прайса. Но самое интересное отнюдь не это. Дело в том, что поголовье краба никуда не исчезает. Наоборот – растет и множится год от года, как на дрожжах, вполне вольготно себя чувствуя в нашем климате. При этом в 2022 году стоимость живого краба весом килограмма три составила около... 10 000 рублей, тогда, как в Китае наш краб продается в розницу примерно за 20$ кг! И это, увы, только начало. Значит – имеет место монопольный сговор. Соответственно, попробовать деликатес в России в 23-м году сможет...примерно никто.
Что же остается российскому потребителю, который все же хочет почувствовать «тот самый вкус», а так называемые крабовые палочки из сурими уж очень приелись? На помощь опять же приходит наш, отечественный, производитель. В следующем, 2023 году увидит свет новый инновационный продукт - Крабовая приправа «Crabovica» (rus. «Крабовица»). Состав несколько лет разрабатывался российскими пищевыми технологами, совместно с иностранными коллегами. В первую очередь продукт сочитает в себе и вкус, и принципы ПП (правильного питания), так как на 70% состоит из натуральных компонентов, а также не содержит глутамата натрия, так любимого недобросовестными производителями приправ и специй. Зато, к примеру, продукт содержит натуральный хитин (хитозан) – натуральное средство против аллергии, высокого давления, артрита. Помимо этого он полностью разлагается под воздействием микроорганизмов, а поэтому является абсолютно экологически чистым веществом, а значит, его с легкостью можно использовать даже в детском питании. Последние исследования утверждают, что употребление хитина даже помогает снизить вес – к примеру, для этого нужно употреблять всего несколько миллиграмм в сутки (интересно, что в 100 граммах панциря краба содержится 35 грамм вещества!!!). И самое главное – исследователи, изучив полисахарид, выяснили, что он может стать надеждой для людей с проблемами костной ткани, так как способен ее восстанавливать.
А пока мы ждем изменений на отечественном крабовом рынке, а они неизбежно последуют в лучшую сторону (как этого обещает Правительство, политика которого сейчас держит курс прежде всего на импортозамещение), можно побаловать себя и своих любимых вкусными крабовыми котлетками (а также превосходными супами, закусками и прочими блюдами), ничем не отличающимися от оригинала, в сотни раз дешевле, да еще и с пользой для здоровья!
- Тропкина Наталья специально для «Crabovica»
#крабовая приправа #краб #краб_рецепты #рецепты_из_краба #crabovica #крабовица