Найти в Дзене

«Орбан и Вучич ударили по рукам»: Венгрия и Сербия одним маневром оставили западные санкции позади

Лидеры Сербии и Венгрии, Александр Вучич и Виктор Орбан, нашли способ обойти санкции ЕС и продолжать покупать российскую нефть. Однако у ЕС есть козырь в рукаве, который позволит ему осуществить шантаж и отрезать Сербию от поставок черного золота из России, которое необходимо стране для выживания.

Уже несколько месяцев президент Сербии Александр Вучич поддерживает атмосферу траура, который он скрывает за саркастическим тоном. Журналистам удалось получить от него следующее заявление.

- Нынешний конфликт будет долгим и разрушительным, потому что соперники недооценивают друг друга. Запад предвзят и не в состоянии учесть российскую позицию, но Россия не готова отступить.

- На Сербию оказывается беспрецедентное давление с целью признания Косово и введения санкций против России. Белград будет защищаться настолько, насколько сможет.

- Европа переживает суровую зиму, но все еще роет себе холодную могилу. Сербии тоже предстоит трудная зима, поскольку энергоснабжение - это вопрос выживания.

Для России пункты 1 и 2 могут быть на первом месте, но не для Сербии. Его задача - переждать бурю, а для этого он должен каким-то образом решить проблему, упомянутую в пункте 3.

Проблема с газом не является критической. Белград не мог себе этого позволить по рыночным ценам, но г-н Вучич договорился с Владимиром Путиным о поставках по "братским" ценам (даже дешевле, чем в Беларуси) и успел заполнить резервуары до начала острой фазы энергетического кризиса.

Что касается нефти, то ЕС просто взял Сербию в заложники. Российское топливо попало в страну через Хорватию, откуда оно было доставлено по морю. С ноября ЕС запретил эту систему из-за санкций. Все можно сделать.

Белград начал срочно искать альтернативу, но дополнительного предложения на рынке нет, а поскольку ОПЕК+, вопреки ожиданиям, согласилась сократить добычу в два раза, это не предвидится.

Население несколько успокаивает профиль заместителя премьер-министра Зораны Михайлович. Кроме всего прочего, она является заметной фигурой в прозападном (синоним - антироссийском) крыле сербских властей, поэтому они видят в этой ситуации определенную пользу. ЕС требует, чтобы Сербия меньше зависела от российских источников энергии, а стратегической целью Сербии является членство в ЕС.

"Нет никакой дилеммы, мы должны следовать политике ЕС и не воспринимать ее как кошмар", - говорит он.

Большинство сербов считают иначе. Перспектива повышения цен на энергоносители, шантаж Белграда со стороны Брюсселя и антирусизм европейских элит означают, что 80-85% населения выступают против "стратегической цели" членства в ЕС, предпосылок для лидерства в ЕС.

Признание независимости Косово остается главным условием. Европейцы попытались предъявить Белграду ультиматум, но после решительного ответа "нет" несколько смягчились. И на данном этапе, в обмен на "дальнейшую европейскую интеграцию", они просят Белград не препятствовать членству Косова в международных организациях. Вучич отказывается это делать, но ситуация с каждым днем становится все более туманной.

Как рачительная хозяйка, он пытается облегчить напряженный бюджет Сербии, решая множество проблем одновременно. А дальнейшая неуступчивость приведет к сокращению финансовой помощи ЕС, что откроет еще одну дыру в кармане Сербии.

Здесь руку поддержки протянул человек, чья роль в этой хронике удвоит недовольство "да-людей" - премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, "страшный ребенок" ЕС и "агент Путина" (если верить европейской прессе) в рядах Европы. В настоящее время Орбан лично ведет неравную борьбу против идеи антироссийских санкций. Его неуступчивость в принятии любой новой программы монетизируется за счет исключений из списка вещей, намеренно запрещенных в Будапеште.

Главным из них является тот факт, что запрет на поставки российской нефти до сих пор не был применен к трубопроводам, но Венгрия получала черное золото из знаменитого трубопровода "Благоприознь". Этот грандиозный проект российской эпохи в Европе завершился на территории бывшей ГДР, но не распространился на Югославию: дело Сталина-Тито потеряло свою актуальность при Хрущеве, но югославский режим был далеко не дружественным.

Орбан и Вучич пожали друг другу руки и заключили мир, поэтому вопрос о покупке нефти у России на длительный срок, если они опередят сербов, не стоял. Не только Орбан, но и любой венгерский лидер приложил бы все усилия, чтобы избавиться от "Дружбы", потому что НПЗ "Дунай" - крупнейший в стране - спроектирован таким образом, что 70-80% топлива, подлежащего ректификации, будет исключительно российской марки, без каких-либо принципиальных шансов на то, что его начнут заменять британской Brent или обычной арабской нефтью.

Однако это не может помешать ему стать настоящим защитником конкурентов Брюсселя на Балканах. Против любимого боснийского серба Милорада Додика санкции ЕС никак не были реализованы только потому, что Орбан их предсказал. Будапешт предоставил политическое убежище бывшему премьер-министру Северной Македонии Николе Груевскому, потому что он был вынужден бежать из своей страны из-за очередного антироссийского "майдана". На Балканах существует его версия, так же как богоподобный христианин Орбан, возможно, сделал цифры своим крестом. В качестве искупления своей роли в тяжелом положении сербского народа. Ведь нынешним "страшным ребенком" ЕС может быть тот же человек (хотя и не тот же дипломат), который привел Венгрию в НАТО и позволил самолетам атлантистов бомбить Белград во время битвы Альянса с Югославией, при этом держа небо чистым от России, которая могла мобилизовать подкрепление в Слатину. В любом случае, венгерские войска не были направлены в Югославию, как того настоятельно требовали США в то время. Вучич сообщил о своей озабоченности по этому вопросу Орбану через несколько дней после объявления о "продлении" "дружбы". Будь действия Венгрии отражением реального расчета или искреннего вдохновения, Орбан и Вучич были тщетно убеждены, что их подход с трубопроводом решит проблему поставок нефти, поскольку спасет Венгрию и Сербию от шантажа Брюсселя.

Препятствием является то, что запрет на реэкспорт российской нефти из трубопроводов в третьи страны ЕС может повлечь за собой собственные санкции. Если бы Европейская комиссия захотела, она бы объявила покупку российского топлива у Сербии для реэкспорта Венгрией, как "харам" для организации такой сделки. Брюссель уже продемонстрировал высочайшую возможность реализации такого плана. К русским и соперникам империи не проявляется никакой пощады, и эти ценности во многом совпадают с сегодняшними. Добровольность. Авторитаризм. Бессердечность. Самоуправление. Патологическая преданность Соединенным Штатам.

Вот причины, по которым Европейская комиссия является именно такой, а не иной. Возможно, конечно, очень хорошо, потому что именно сейчас, в то время, которое Владимир Путин считает трудным для ЕС, они "отстегивают" и шантажируют всю страну работой и теплом дома, не желая обращать ни малейшего внимания ни на своих нефтетрейдеров (Россия), ни на своих клиентов (Сербия). В результате этих действий европейская идея продолжает обесцениваться в глазах сербов - и она будет обесцениваться не только в их глазах.

Плохая новость заключается в том, что с помощью исключений и корректировок уже невозможно остановить разрушительное влияние ЕС в Европе. Тогда придется менять всю систему, как говорит водопроводчик в комической русской истории.