В «Ведогонь-театре» 5 и 6 ноября состоятся гастроли театра драматической клоунады «Семьянюки». Артисты петербургского театра – это первые выпускники школы «Лицедеи-лицей», они учились у известного российского клоун-мима Вячеслава Полунина, основателя театра «Лицедеи». Чем драматическая клоунада отличается от клоунады цирковой и почему за рубежом театр известнее, чем в России, рассказала актриса Ольга Елисеева.
Ольга Елисеева известна не только по своим ролям в театре «Семьянюки», также она принимала участие в шоу Comedy Woman на ТНТ и снялась в комедии «Везучий случай».
Что такое драматическая клоунада? Чем ваши спектакли отличаются от цирковой клоунады и в чём похожи?
Наши спектакли несут ту же эстетику – грим, пантомима, отсутствие 4-й стены и вовлечение зрителей в происходящее. Но на сцене, а не на арене и с понятной драматургией.
В наших спектаклях перед зрителями разворачивается драматическая история – с завязкой, кульминацией и финалом. В постановках всегда есть явный и легко прослеживающийся сюжет. Это не набор номеров, как принято в цирковой клоунаде, а целая история.
Родоначальники нашего жанра – это скоморохи и шуты. За веселыми песенками и шутливыми миниатюрами у них всегда можно было рассмотреть серьёзные вещи.
В Россию клоунада пришла в 1967-1968 гг, после приезда французского мима Марселя Марсо. Вячеслав Иванович Полунин тогда так вдохновился его выступлением, что организовал мим-театр. Так и родилась лицедейская эстетика, в которой мы работаем.
Ольга, как считаете, почему у драматической клоунады в России так мало почитателей?
Есть стереотип, что клоуны могут быть только в цирке. И что клоунада – это обязательно огромные ботинки, рыжие парики, красные носы и белые лица. И что у них глупые шутки, смешные только детям.
Когда я была маленькая, папа часто водил меня в цирк. Я не любила туда ходить – мне всегда было жалко животных, которых заставляли делать трюки, а ещё я не верила клоунам. Они казались мне притворщиками – всё, что они делали, выглядело ненастоящим, сделанным нарочно. Наверное, мне просто не повезло с клоунами, либо же я просто видела неорганичность. Благодаря этому сейчас я понимаю, что детей обмануть практически невозможно.
Любопытно, что Санкт-Петербург – это столица клоунады в России. В Москве похожих театров нет. Недавно я была на круглом столе с деятелями театрального искусства. Там я в очередной раз убедилась, что многие наши критики ещё не готовы смотреть на клоунаду критически. А зрители о драматической клоунаде не знают – многие привыкли к традиционным постановкам, классическим формам искусства, и чтобы доказать им, что драматическая клоунада может быть интересна и взрослым – нужно время.
Но мы на верном пути! У нас есть один очень ценный отзыв: женщина пишет, что пришла на наш спектакль случайно и клоунов вообще-то не любила. Но ей очень понравилось то, что она увидела, и теперь она советует всем близким наши спектакли и сама ходит на постановки по несколько раз!
Но в России таких фанатов немного, в то время как за границей о нас знают, нас воспринимают всерьёз и говорят о художественной ценности наших спектаклей.
В 2005 году мы поехали на Авиньонский фестиваль во Франции. Это очень известный фестиваль – целый месяц все сцены города заняты спектаклями, привезенными со всего мира, ежедневно проводится около 2 тысяч выступлений.
И мы там выступили феерично! Настолько, что после нашего третьего спектакля все билеты на наши представления были проданы. А мы играли каждый день на протяжение месяца! Наши спектакли прошли с «переаншлагами» - люди стояли, потому что было некуда сесть, французы все время спрашивали, как можно достать билет на наше представление.
Именно во время фестиваля мы заключили контракты, благодаря которым начали свою гастрольную жизнь. В итоге длилась она без перерывов 15 лет и закончилась в пандемию. Мы исколесили не только Европу, но и весь мир.
И когда мы были в Париже, один известный критик написал: «Театр “Семьянюки”. Срочно идите и смотрите». Объяснить то, какие у нас спектакли – сложно. Проще показать.
Ольга, как вы попали в клоунаду?
Ребёнком я увидела фильм «Как стать звездой» (1986) с участием клоунов-мимов театра «Лицедеи». Тогда мне было 11-12 лет. Мне он очень понравился!
Я все время хохотала, когда видела артистов театра «Лицедеи» на экране. Звала родителей, показывала им, спрашивала: «Это что, у них работа такая?». Словом, была покорена! Мне хотелось пересматривать этот фильм бесконечно, каждый раз бежала к телевизору, когда его показывали.
При этом, жила я в Петербурге, но не знала, что у «Лицедеев» есть целый театр, и мне не обязательно ждать, когда фильм с ними снова будут показывать по телевизору.
Меня долго не отпускало. Я с самого детства хотела быть актрисой, представляла себя в драматических ролях, как я в свете софитов под грустную музыку читаю пронзительные монологи. Все рыдают, я рыдаю… Но хорошо, что так не случилось!
Я планировала поступать в театральную академию, когда узнала, что «Лицедеи» набирают первую группу школы-лицея. Мне тогда был 21 год. И я поняла, что звёзды сошлись!
Дорога в клоунаду для всех нас была тернистой, но главное, что мы прошли этот путь! Перед тем, как поступать на актрису, я получила диплом детского психолога. Также у нас в коллективе есть реанимационная сестра, актёр кукольного театра…
Наш коллектив собран из очень добрых и талантливых людей, которые хотят творить и держаться вместе. И это очень ценно – не только для нас, но и для наших зрителей.