Строительство забора на границе Финляндии и России нужно будет начать с земляных работ, и это станет одной из самых крупных статей расходов, сообщает Yle. По мнению финских экспертов, на некоторых участках их стоимость может быть "астрономической". Но еще больше денег уйдет на техническое оснащение забора.
Кайса Ууситало (Kaisa Uusitalo)
К расходным статьям проекта по строительству забора относятся, в том числе, земляные работы, рабочая сила, техническое оснащение. Большие затраты также связаны с планированием всех этапов работы.
О заборе, который планируется построить на границе с Россией, пока известно совсем немного.
Высота: несколько метров и колючая проволока сверху.
Длина: общая протяженность — 130-260 километров. Плюс система технического контроля вдоль всего забора.
Строительство пробного участка забора протяженностью три километра может завершиться будущим летом. На строительство полноценного забора уйдет от трех до четырех лет.
Стоимость строительства всего забора составит сотни миллионов евро.
18 октября парламентские партии дали проекту по строительству пробного участка забора на границе с Россией зеленый свет.
В какую сумму обойдутся разные аспекты строительства забора?
Мы попросили Томми Тииппана (Tommi Tiippana), инженера-проектировщика компании Perimeter Protection, которая предлагает решения для обеспечения безопасности, и Аки Хюннинена (Aki Hynninen), генерального директора компании A-Aito, которая специализируется на обеспечении безопасности территорий, прокомментировать стоимость строительства пробного участка забора.
1. Земляные работы — одна из крупнейших статей расходов
"В этом году не будет установлено ни одного столба ограждения, даже если строительство начнется в ближайшее время", — полагает инженер-проектировщик Томми Тииппана, глядя на изображение, опубликованное Пограничной службой.
Судя по изображению, для установки забора с железными элементами необходима ровная поверхность и бетонный фундамент, говорит он. На границе с Россией такого нет, так что строительство нужно будет начать с земляных работ.
Это включает, в том числе, строительство подъездных дорог, выкорчевывание деревьев и расчистку от камней. Подъездные дороги должны быть очень прочными — чтобы по ним могли проехать грузовики со строительными материалами.
"И хотя протяженность забора будет не больше 200 километров, на создание фундамента для него уйдет уйма денег. Земляные работы, вероятно, станут одной из самых крупных статей расходов", — говорит Тииппана.
Аки Хюннинен напоминает, что затраты на земляные работы в первую очередь зависят от того, где именно будет проходить забор. Ясности в этом вопросе пока нет.
"Если на участке строительства будет шесть метров торфа и болот, и там нужно будет проложить дорогу, то, конечно, это будет строить дорого. А вот на сухой песчаной почве строить будет легко", — говорит он.
"Восточная граница Финляндии изобилует самыми разными ландшафтами. Чем дальше на север, тем болотистее", — говорит Хюннинен.
Пограничная служба планирует построить бОльшую часть забора на юго-востоке Финляндии, но какая-то часть, вероятно, появится у пунктов пропуска на севере.
"На некоторых участках стоимость строительства может быть астрономической. Затраты на земляные работы полностью зависят от условий местности и расположения ограждения", — говорит Хюннинен.
2. Будут ли в заборе железные вставки или сетка от диких животных?
Для этого необходимы специальные материалы.
Судя по изображению, выложенному на сайте Пограничной службы Финляндии, забор будет из толстого железа. Однако конкретно материал для строительства пока не называется.
Томми Тииппана говорит, что стоимость материала и колючей проволоки, как на изображении, выставленном на сайте Пограничной службы, сейчас составляет 100-120 евро за погонный метр.
"Если метр материала будет стоить 100 евро, и по протяженности забор будет составлять 200 километров, затраты будут приличными. И ведь это без учета инфраструктуры и непосредственной установки забора", — рассуждает он.
На самом деле, так просто рассчитать необходимое количество и стоимость материала нельзя. Да и если покупать материал на 200 километров, его стоимость будет выгоднее, чем при строительстве двухметрового забора.
Кроме этого, неизвестно, будут ли строить забор из одного материала.
Например, для труднопроходимых участков может быть достаточно варианта, напоминающего сетку от диких животных, но более плотную, считает Тииппана.
"У пунктов пропуска забор может быть, так сказать, более нарядным. А вот в глухом лесу вполне достаточно более прочной армированной сетки, установленной между деревянными столбами, и колючей проволоки сверху. Такое ограждение возвести быстрее, но оно способно остановить нарушителя так же эффективно".
Аки Хюннинен, в свою очередь, напоминает, что в проекте такого масштаба материал для строительства забора — лишь небольшой процент от всех затрат.
"Сам по себе забор стоит мало. Из какого бы материала забор ни был сделан, это лишь небольшая часть всех затрат", — поясняет он.
Гораздо дороже обходятся земляные работы, рабочая сила, техническое оснащение. Большие затраты также связаны с разработкой проектов всех этапов работы.
3. Стоимость технологий не имеет верхней границы
"Построить такой забор, который нельзя было бы каким-то способом преодолеть, невозможно. В заборе нет никакого смысла, если он технически не оснащен. Это самый важный аспект — и на это уйдет больше всего денег", — говорит Аки Хюннинен.
Пограничная служба говорила, что забор будет оснащен системой наблюдения на протяжении всех 130-260 километров. По словам Аки Хюннинена, стоимость оборудования может быть какой угодно.
"У стоимости технического оснащения верхней границы нет. Систем наблюдения сейчас бесконечно много. Объем затрат будет определяться в первую очередь выбором техники".
Системы наблюдения также могут привести к дополнительным затратам на этапе земляных работ: в зависимости от оборудования и технологий может потребоваться оптоволокно и электроснабжение, говорит Томми Тииппана. Оснащение электричеством и технологиями — непростая задача.
Независимо от того, включает ли система наблюдения датчики движения, камеры или другие решения, они должны выдерживать погодные условия от сильной жары до отрицательных температур и бурь.
Считают ли эксперты, знакомые с защитными ограждениями и системами, примерную стоимость строительства всего ограждения в сотни миллионов верной?
"Да, столько и придется заплатить", — уверен Тииппана.