Дошкольный возраст - период открытий, непрерывного движения и новых открытий. Есть ли время у непоседы проговаривать четко предложения? Однозначно- нет! Но где та грань, разделяющая простую спешку и нарушение темпа речи - заикание? Родители не знают и сами начинают нервничать. Давайте все расставим по полочкам.
- Прежде всего нужно сказать, что в период активного становления фразовой речи и ее переходе в "человеческую" :) Появление неплавностей -нормальная ситуация. Ребенок просто не успевает встроить свою речь в грамматический шаблон родного языка.
Так что в период с 2,5 до 3,5 лет речь может быть прерывистой и это считается нормой. ВАЖНО следить, чтобы количество запинок сокращалось и речь стала плавной к 4,5-5 годам.
- Бывают и другие ситуации. Например, ребенок сам по себе очень тревожный, его легко довести до слез или ярости, рано начал говорить и быстро перешел к фразовой речи. А после сильного стресса появились запинки (повторяет начало слова несколько раз, быстро говорит, растягивает первые слоги в словах). В таком случае мы можем предполагать, что имеет дело с одной из форм заикания.
- Бывают более явные случаи - ребенок, наоборот, долго не мог "заговорить". А когда "речь пошла", она пришла прям с запинками. Речь всегда была неплавной, а с возрастом ситуация не улучшалась, а скорее наоборот. Никакого стресса, при этом, не было. Заикание возникло сразу на зарождающейся фразовой речи (примерно в 3-4 года).
В последний двух случаях необходима коррекционная работа. Сначала нужно обратиться к логопеду и неврологу. Составляется индивидуальная программа работы.
Подробнее о том, как четко распознать заикание, что делать и можно ли излечить его навсегда - ищите в моих видео на YouTube и Rutube