После образования просрочки должнику практически сразу же начинает звонить отдел взыскания банка и коллекторы. Общение с этими людьми сложно назвать приятным. В особенности, если оно сопровождается психологическим давлением или даже угрозами. Поговорим о том, что имеют право делать коллекторы, можно ли наказать их за чрезмерную назойливость и что делать, если взыскатели звонят родственникам и знакомым.
👉 Подписывайтесь на канал — здесь много полезного
Что имеют право и НЕ имеют права делать коллекторы
После образования просроченной задолженности банк имеет право передать права на долг коллекторскому агентству. Нередко сотрудники таких организаций не соблюдают законодательные нормы и заметно «перегибают палку» в попытке заставить должника оплатить долг. Поэтому для начала уточним, что могут и не могут делать коллекторы.
Коллекторское агентство имеет право:
- вести телефонные и личные (по месту проживания) разговоры с должником, отправлять ему письма с напоминанием оплатить долг;
- общаться с должником только в разрешенное время: с 8:00 до 22: в будни и с 9:00 до 20:00 в выходные по местному времени;
- рекомендовать оплатить задолженность, предоставлять реквизиты для оплаты;
- подавать на должника в суд.
Коллекторам не разрешено:
- разглашать информацию о наличии у человека долга;
- размещать фото должника на «доске позора», приходить, звонить и отправлять письма к нему на работу или родственникам/знакомым;
- требовать оплатить сумму больше, чем долг (с учетом придуманных процентов, комиссий и т. д.);
- угрожать судебным разбирательством или физической расправой;
- требовать вернуть долг наличными при встрече, звонить или приходить к нему ночью.
Отметим, что просить коллекторов прекратить звонки нет смысла независимо от того, что стало причиной возникновения долга. А с учетом того, что в коллекторских колл-центрах работает много сотрудников, будьте готовы отвечать на одни и те же вопросы бесчисленное количество раз.
Но ситуацию можно исправить. И не только погашением задолженности.
🚑Специальные программы для улучшения кредитной истории
Что делать, если коллекторы достают звонками?
Стоит вспомнить о ФЗ 230 ст. 8 «Ограничение или прекращение взаимодействия с должником». Согласно закону, должник имеет право написать заявление об отказе от взаимодействия со взыскателями спустя 120 дней после возникновения просрочки. После его написания коллекторы обязаны прекратить общение с должником. Относится это не только к звонкам, но и к смс и личным встречам.
Отправлять заявление нужно в банк или коллекторское агентство (в зависимости от того, кому в данный момент принадлежит долг). Мы рекомендует отправить заявление сразу в обе организации, чтобы банк не пошел обходным путем и не нашел новое агентство для взыскания.
Отправлять заявление об отказе о взаимодействии можно несколькими способами:
- лично под расписку;
- заказным письмом с уведомлением о получении;
- через нотариуса.
Шаблон для написания заявления можно найти в интернете.
Учтите, что за взыскателем сохраняется право обратиться в суд. Но часто такая ситуация только на руку должнику, ведь она приводит к прекращению начисления пени за просрочку, а значит, сумма долга фиксируется.
Что делать, если коллекторы звонят окружению должника?
Согласно ФЗ «О персональных данных» обработка этих данных может осуществляться только с согласия человека. В случае с коллекторами это означает, что они не могут звонить лицам, которые не дали согласие на обработку их данных. За нарушение закона предусмотрено наказание.
К примеру, заемщик может попросить близких делать скриншоты смс и запись звонков, а затем обратиться с доказательствами в суд, который возбудит дело об административном нарушении. За превышение полномочий на коллекторское агентство или банк могут наложить штраф.
Для этого нужно:
- скачать шаблон заявления о прекращении взаимодействия;
- указать данные пострадавшего от навязчивости коллекторов человека;
- направить заявление в коллекторское агентство и банк (заказным письмом).
Если это не поможет решить проблему, следует обратиться в другие инстанции: Роскомнадзор, Федеральную службу судебных приставов, правоохранительные органы.
Как действовать, если взыскатели нарушают права и закон?
В этом случае помогут только жалобы. Куда их направлять зависит от ситуации:
- в полицию – если коллекторы угрожают, оскорбляют, портят имущество;
- в прокуратуру – если взыскатели посягают на честь и достоинство, расклеивая информацию о долге по подъезду, приходят домой в ночное время, слишком часто звонят и пишут сообщения;
- в Федеральную службу судебных приставов – при любом превышении полномочий.
⚖Что такое банкротство и порядок его оформления для физических лиц
Еще один способ – списать долги с помощью процедуры банкротства. Но учтите, что этот процесс занимает достаточно много времени.
Интересная тема? ❤️Ставьте лайк и мы узнаем, что вас интересует больше всего!