20 октября авиадиспетчеры отмечают свой профессиональный праздник. Руководитель полётами Ставропольского отделения Минераловодского центра ОВД Андрей Резанцев рассказал об особенностях этой нелёгкой профессии.
Знакомство редакции «Победы26» с авиадиспетчером началось в международном аэропорту Ставрополя, где на самом верхнем этаже здания расположен командный диспетчерский пункт. Вход сюда разрешен только избранным, громкие разговоры тоже не приветствуются: ничто не должно отвлекать диспетчеров от работы.
На смене работают несколько сотрудников, они постоянно получают обновлённые данные о полётах, поэтому поговорить с корреспондентами не смогли. Беседовал с журналистами Андрей Резанцев, диспетчер с 30-летним стажем работы. Всю жизнь Андрей Михайлович посвятил работе в небе, а сейчас занимает должность руководителя полётами.
Кто такой авиадиспетчер и в чём заключается его работа?
Диспетчер полётов — очень важное звено работы воздушной гавани. Без него не случился бы ни одни полет самолёта. Наравне в пилотами авиадиспетчер отвечает за безопасность воздушного движения.
«Это очень интересная работа! Авиадиспетчер — это хозяин неба, в первую очередь. Он управляет движением воздушных судов на воздушных трассах, местных воздушных линиях, а также в зонах аэродромов, взлёта и посадки. Если командир воздушного судна несёт ответственность полностью за исход полёта — от запуска двигателя, до заруливания на стоянку — то диспетчер отвечает за безопасность полёта в своей территориальной зоне», — поясняет руководитель полётами Ставропольского отделения Минераловодского центра ОВД Андрей Резанцев.
Движением одного самолёта управляет команда диспетчеров, каждый общается с пилотом в своей зоне и дает указания следования.
Первым на связь выходит диспетчер руления — он подводит самолёт к взлётной полосе.
После за дело берётся диспетчер старта, его задача — определить безопасные границы взлёта и посадки судна, проследить, чтобы взлётная полоса была пуста.
Далее воздушное судно переходит в управление диспетчеру круга — он указывает пилоту высоту и схему вылета из зоны аэродрома.
А покидает небо Ставрополя самолёт под контролем диспетчера подхода.
«Так, от сектора к сектора, от диспетчера к диспетчеру, как эстафетная палочка, воздушное судно передаётся вплоть до аэродрома назначения. Когда он его достигает, всё идет в обратном порядке — диспетчер регионального центра передает подходу, подход кругу, потом старт и диспетчер руления», — рассказывает руководитель полетов Ставропольского отделения Минераловодского центра ОВД Андрей Резанцев.
Что помогает авиадиспетчеру управлять движением самолётов?
Глаза диспетчера — радиолокационная система. На территории каждого аэропорта установлены аэродромные обзорные радиолокаторы, пеленгаторы и метеовышки, благодаря которым на экранах монитора каждую минуту обновляется информация о метеоусловиях, показаны воздушные трассы и перемещения воздушных судов.
Правильно считывая эти данные, авиадиспетчер может решить потенциально конфликтные ситуации.
«Диспетчеры вышки пользуются и радиолокатором, и простым биноклем. Визуально диспетчер наблюдает за движением судна на рулёжных дорожках, на перроне, на взлётной полосе. А когда судно поднимается в воздух, диспетчер следит за ним через локационную систему», — рассказывает руководитель полётами Ставропольского отделения Минераловодского центра ОВД Андрей Резанцев.
Какими качествами должен обладать авиадиспетчер?
Профессиональная подготовка авиадиспетчеров не должна уступать подготовке пилотов. Диспетчеры должны разбираться в лётно-технических характеристиках воздушного судна, метеорологии, воздушной навигации, аэродинамике, иметь высокий уровень знания английского.
«Диспетчер — это мозговой центр, весь поток информации стекается к нему, он должен правильно распорядиться этой информацией и достоверно передать её собеседнику», — рассказывает руководитель полётами Ставропольского отделения Минераловодского центра ОВД Андрей Резанцев.
За день ставропольские авиадиспетчеры обслуживают десятки судов гражданской и государственной авиации. И пусть у каждого диспетчера есть свои задачи, объединяет их одно — преданность делу и большая любовь к небу.