Найти в Дзене

Почему Льва Толстого отлучили от церкви?

Граф Лев Николаевич Толстой один из величайших мировых писателей-романистов. Лев Николаевич был одним из участников обороны Севастополя в Крымской войне. Неоднократно номинировался на Нобелевскую премию по литературе. Без преувеличения можно сказать, что Лев Николаевич являлся эпохальной личностью в Российской Империи. Однако не смотря на своё значение в жизни общества 22 февраля 1901 года Определение святейшего Синода № 557 выносит графу анафему (отречение от церкви) «до коле он не раскается». По сути, Синод своим решением не проклинает Льва Николаевича, а констатирует факт отхода писателя от церковных догматов. Каковы же были причины разрыва отношений Великого русского писателя и Православной церкви? Лев Николаевич родился 28 августа 1828 года в родовом имении матери – Ясной Поляне. Будущий писатель имел природную застенчивость. Уже в 12 лет, по воспоминаниям самого писателя, он часто задумывался о вопросе бытия – Боге, смерти, вечности, любви. Как писал критик С.А. Венгеров у Толст

Граф Лев Николаевич Толстой один из величайших мировых писателей-романистов. Лев Николаевич был одним из участников обороны Севастополя в Крымской войне. Неоднократно номинировался на Нобелевскую премию по литературе. Без преувеличения можно сказать, что Лев Николаевич являлся эпохальной личностью в Российской Империи.

Лев Николаевич Толстой
Лев Николаевич Толстой

Однако не смотря на своё значение в жизни общества 22 февраля 1901 года Определение святейшего Синода № 557 выносит графу анафему (отречение от церкви) «до коле он не раскается». По сути, Синод своим решением не проклинает Льва Николаевича, а констатирует факт отхода писателя от церковных догматов.

«Лев Толстой в аду». Собрание Музея истории религии и атеизма.
«Лев Толстой в аду». Собрание Музея истории религии и атеизма.

Каковы же были причины разрыва отношений Великого русского писателя и Православной церкви?

Лев Николаевич родился 28 августа 1828 года в родовом имении матери – Ясной Поляне. Будущий писатель имел природную застенчивость. Уже в 12 лет, по воспоминаниям самого писателя, он часто задумывался о вопросе бытия – Боге, смерти, вечности, любви. Как писал критик С.А. Венгеров у Толстого создалась «привычка к постоянному моральному анализу, уничтожившая ясность рассудка».

Весной 1851 года Толстой решил поступить на военную службу и отправился на Кавказ. Кавказский период имеет огромное значение в становлении мыслей писателя. «И все, что я нашёл тогда, навсегда останется моим убеждением» - вспоминал позже Толстой.

В конце 1853 года граф отправляется на Крымскую войну, где принимает участие в обороне Севастополя. Переживания ужасов войны, выпавших на долю защитников города, описаны писателем в «Севастопольских рассказах» и позднее опыт военных действий поможет писателю при написании романа «Война и мир».

После окончания войны Толстой отправляется в путешествие по Европе. Он посещает – Францию, Швейцарию, Германию, Италию, Англию. Итогом поездки стало глубокое разочарование в европейском образе жизни, в частности глубоким контрастом между богатством и бедностью.

Не находя ответов на мучавшие его вопросы смысла бытия, Лев Николаевич начал страдать от одолевавшей его депрессии, от которой лечился в кумысолечебнице. Толстой убеждает себя в том, что народ выше культурных классов и что господам необходимо заимствовать высоты духа у простых мужиков.

В своей работе «Исповедь» Толстой писал, что с конца 1870-х годов начал мучиться неразрешимыми вопросами бытия. Писателя часто начинают посещать мысли об суициде. Что бы найти ответы на волнующие его вопросы граф берется за исследование богословия. В 1891 году он публикует «Исследование догматического богословия», в котором подвергает критике богословие митрополита Макария. Далее Лев Николаевич вёл беседы с различными священниками, ходил к старцам в Оптину Пустынь, беседовал со старцем Амвросием и т.д.

Лев Николаевич, в этот период, ищет смысл жизни в изучении философии, в знакомстве с результатами точных наук, старается как можно больше всего упростить, жить жизнью, близкой к природе. Постепенно Толстой начинает отказываться от удобств богатой жизни. На этой почве, искреннего стремления к нравственному усовершенствованию, писатель переживает период отличительною чертой которого является отрицание всех установившихся форм государственной, общественной и религиозной жизни. Толстой полностью разочаровывается в церковной вере. Ответы на мучающие его вопросы, предлагаемые церковью, представлялись ему «отрицание разума». В своих произведениях Толстой начинает показывать духовенство как нечто механическое, бездуховное. Видя, как церковь утрачивает своё влияние на народ, писатель пришёл к выводу, что «всё живое – независимо от церкви».

В 1901 году Синод окончательно склонился к мысли о публичном осуждении Толстого и объявлении ему анафемы. В тексте «Ответ синоду» Толстой признает ряд существенных расхождений между догматами Православной церкви и его собственным пониманием учения Христа. «Я не хочу быть христианином, как не советовал и не хотел бы, чтобы были браманисты, буддисты, конфуционисты, таосисты, магометане и другие. Мы все должны найти, каждый в своей вере, то, что общее всем, и, отказавшись от исключительного, своего, держаться того, что обще» - писал Толстой.

В 1880-х годах под влиянием религиозно-философского учения Льва Толстого возникает религиозно-этическое течение – Толстовство. Сейчас его последователи сохранились в Западной Европе, Северной Америке, Японии, Индии и других странах.

На сегодня это всё!

Спасибо, что причитали до конца!