Основную прибыль делят между собой мировые корпорации.
Джон Роналд Руэл Толкиен — один из самых почитаемых британских авторов с миллионной армией фанатов и последователей. Его книги до сих пор выходят гигантскими тиражами, а новый сериал по мотивам произведения в первый же день посмотрели 25 млн человек. Правда, доходы от реализации продуктов, связанных с творчеством писателям, получают не потомки, а крупные корпорации. Вместе с членом Ассоциации юристов России Натальей Грешновой выяснили, почему так вышло.
Три сына и дочка
Один из самых известных мировых писателей, создатель блистательного мира Средиземья Толкиен оставил после себя внушительное литературное наследство, — только одних книг почти четыре десятка. Права на произведения, доходы от их издания и переиздания после смерти профессора в 1973 году, стали принадлежать его потомкам, — трем сыновьям и дочери. Спустя три года они организовали специальный фонд Tolkien Estate, что в переводе означает «Поместье Толкиена». Во главе организации встал самый младший из братьев Кристофер. Это ему мы обязаны появлением на свет сборника мифов и легенд Средиземья «Сильмариллион». Кристофер доработал книгу и подготовил ее к печати. Он же издал позднее 12-томную историю мира, населенного хоббитами, гномами, эльфами и людьми.
Книжки, попавшие в Голливуд
Как отмечает Грешнова, фонд до сих пор обладает правами на все произведения писателя, кроме двух – «Хоббита» и «Властелина колец». Их за четыре года до своей смерти продал сам автор голливудской кинокомпании United Artists. Киношники заплатили за право экранизировать историю 100 000 фунтов стерлингов и гарантировали Джону Роналду получение 7,5% от прибыли будущего фильма. Был даже сценарий, но поставить картину не удалось. В 1976 году компания перепродала права тогда еще не очень известному в США продюсеру Солу Зенцу. К тому времени он участвовал в создании «Пролетая над гнездом кукушки», а позже его имя будет связано «Амадеем» и «Английским пациентом».
Зенца знали в профессиональном мире как профессионала с железной хваткой. Он участвовал в разработке сценария по книгам, познакомился с семьей и, по слухам, весьма проникся творчеством Толкиена. А главное, он понял, как можно на этом заработать. Зенц выкупил не только права на экранизацию, но вообще на все, что связано с книгами, — имена героев, названия мест, сюжетные линии и пр. Теперь, чтобы сделать нечто, связанное с той частью истории Средиземья, в которой живут Бильбо и Фродо, требовалось приобрести лицензию у компании Зенца, которая с 2010 года называлась Middle-earth Enterprises, или «Предприятия Средиземья».
В 1997 году Зенц передал права на экранизацию «Властелина колец» и «Хоббита» компании Miramax. Но планируемый бюджет был слишком велик для студии, — требовалось сокращать картину до обычных двух часов, чему сильно противился режиссер Питер Джексон. Он сразу собирался снимать несколько фильмов. С этой идеей режиссер пришел к главе New Line Cinemа. Кинокомпаниям оставалось только договориться о переуступке лицензии.
Счет на миллиарды
В общей сложности New Line Cinemа потратили на съемки, производство и пост-продакшн 281 млн долларов. А в мировом прокате легендарной трилогии удалось собрать рекордные 2,9 млрд. Общий доход от реализации билетов, сувенирной продукции и DVD составил вообще 6 млрд долларов. С этого момента бизнес, связанный с Толкиеном, приобрел совсем другие масштабы.
Одна за другой компании во всему миру, но в основном американские и британские, скупали лицензии у компании Зенца и New Line Cinema на выпуск компьютерных игр, всевозможных сувениров, украшений, туристических маршрутов и много чего всего. В Британии начали появляться тематические пабы, казино и даже публичные дома, названные и оформленные в стиле фильма. Надо ли говорить, что подобное совсем не радовало наследников писателя? Ведь они с этого не получили ничего.
В 2008 году Кристофер Толкиена подал в суд на кинокомпанию. Речь шла о 150 млн долларов, которые так и не были отчислены в качестве роялти. Уже тогда начались разговоры о новой экранизации «Хоббита», и руководитель фонда наследников потребовал остановить процесс производства. В итоге суд так и начался, стороны уладили дело миром, не уточнив, во сколько он обошелся.
До того урвать дополнительный куш на фоне успеха трилогии попытался сам Сол Зенц, которому по контракту причитались 10%. Компания выплатила их из чистой прибыли, но продюсер настаивал на процентах со всего дохода. Разница составляла почти 200 млн долларов.
Поглощение Warner Brothers
Неизвестно, стали именно суды причиной финансовых проблем New Line Сinema, или же дело оказалось в чем-то еще, но компания оказалась на грани банкротства, что привело к ее поглощению концерном Warner Brothers. Уже от его имени выходили в 2012-14 годы новые части «Хоббита». «Бразерсы» также приобрели компанию Turbine, которая администрировала игру по «Властелину колец» в реальном времени. Сумма сделки — 160 млн долларов. Сохранились сведения, что в 2012 году оборот игры составлял 50 млн долларов в год. Сегодня у Turbine есть и другие флагманские продукты. Но в совокупности в 2021 году выручка достигла 11,6 млрд долларов.
Когда стало понятно, что деньги приносят не только материальные вещи, как то сувениры, одежда и игрушки, но и виртуальные продукты, наследники решили вновь заявить о своих правах. В 2012 году начался судебный процесс между Tolkien Estate и тремя компаниями, получающих с произведений Толкиена основную прибыль, — Middle-earth Enterprises, Warner Bros. и New Line Cinema. Кристофер Толкиен утверждал, что действия ответчиков нанесли «непоправимый вред наследию писателя». Вместе с издателями он требовал 80 млн долларов. Но спустя пять лет дело вновь было улажено во внесудебному порядке, — видимо, о суммах удалось-таки договориться.
Сериал от Amazon
Кристофер Толкиен часто и много критиковал экранизации. Пока он возглавлял фонд имени своего отца, и речи не шло о продаже других прав на произведения. Из-за разногласий в видении постановок он даже поссорился с сыном, они несколько лет не разговаривали, — Саймон, напротив, сотрудничал со съемочной группой.
В 2017 году Кристофер подал в отставку. Практически сразу после этого стало известно, что Amazon покупает глобальные права на часть произведения «Сильмариллион». Учитывая прошлый опыт и суды, в этот раз интересы практически всех участников были соблюдены, — не только Tolkien Estate, но и New Line и даже издательского дома Harper Collins, которому принадлежат права на издание книг Толкиена. Сделка состоялась при участии и поддержке Warner Brothers. Цена вопроса — 250 млн долларов. Что составило четверть всех расходов на производство, бюджет первого сезона достиг рекордного 1 млрд долларов.
До сих пор нет точных сведений, что именно из книг и предыдущих экранизаций могли использовать Amazon, а что нет. Сам текст соглашения не был опубликован. Вполне вероятно, что компании предоставили небольшой отрывок, а также позволили повторить экранные воплощения некоторых персонажей, — и на этом все. Однако было сразу понятно, что одно только название «Властелин колец» соберет максимум аудитории, подчеркивает юрист. И в этом расчет оказался верным. В день премьеры шоу посмотрели 25 млн человек, что оказалось наилучшим результатом за всю историю стриминга.
В 2022 году стало ясно, что у Amazon на наследие Толкиена далеко идущие планы. Компания приобрела телевизионные права и права на экранизацию «Хоббита». В мае одна из ведущих компаний по разработке видеоигр получила лицензию на создание нового продукта по мотивам произведений профессора «Властелин колец: Герои Средиземья». В августе того же года СМИ сообщали, что компанию Сола Зенца со всеми его правами на мерч, сценические постановки, фильмы, книги Толкиена приобрел шведский холдинг Embracer. Сам продюсер скончался еще в 2014-ом. Цена сделки осталась неразглашенной. Хотя по некоторым данным, Middle-earth Enterprises покупалась вместе с еще несколько предприятиями, за которые шведы в общей сумме выложили более 500 млн долларов.
Доходы компаний, связанных с именем Толкиена
- Чистая прибыль Amazon за год, закончившийся 30 июня 2022 года, составила 11,6 млрд долларов, что на 60,57% меньше, чем в прошлом году.
- Разработчик игр Electronic Arts в 2021 финансовом году сообщила о чистой выручке в размере 5,6 млрд долларов.
- Издатель книг Harper Collins заявил о выручке в 1,6 млрд долларов в 2021 году.
- Выручка Warner Bros по итогам прошлого финансового года составила 19,3 млрд долларов, что на 70,98% больше, чем в прошлом году.
- Tolkien Trust, являющейся дочкой Tolkien Estate, отчиталась 31 декабря 2021 года, о поступлениях в 4 млн фунта стерлингов при расходе в 6 млн.