Следующим, после Кирова, пунктом наших покатушек был Ижевск. Помнится, читал отзывы кировчан о том, какие у них в городе отвратительные дороги. Ну да, дороги не особо хорошие, частенько там обходятся ямочным ремонтом вместо полного перекладывания асфальта, так что ездить там не особо комфортно из-за повышенного уровня шума и вибрация. Тем не менее, по сравнению с трассами в Удмуртии, в Кирове дороги просто шикарные - во всяком случае, там я не опасался за сохранность автомобиля. А по пути в Ижевск (да и из него тоже) тачку можно запросто угробить. Ладно ямы - прибавил газку и машина на скорости выше сотни над ними просто пролетает, ибо подвеска не успевает отреагировать. Но вот кочки высотой 15-20 сантиметров посреди дороги - это что-то. Такое впечатление, что какие-то суровые удмуртские кроты пытались прокопаться сквозь асфальт наружу, но до конца дело не довели. В общем, приходилось строить из себя слаломиста. Правда, один раз все же днищем машины чирканул по одному из таких бугров, но не сильно, к счастью.
Короче, из-за такого дорожного покрытия особо не разгонишься, а уж обгонять по встречке вообще стремно. Так что на путь в 400 километров ушло больше семи часов, поэтому в Ижевск прибыли уже вечером. Соответственно, прогулка по городу в тот же день накрылась. А на следующий день у нас было запланировано посещение музея Ижевского автозавода, из-за которого, собственно, мы в этот город и приехали, а также еще парочки оружейных музеев. Поэтому были шансы, что по городу прогуляться не успеем.
Еще за пару недель до поездки я выяснил, что музей Ижевского автозавода работает только один день в неделю - по четвергам, с 8 до 16 часов. Из-за этого мне срочно пришлось переделывать весь наш маршрут. Заодно отправил по мылу в музей просьбу записать нас на экскурсию, если что. Ответа я так и не дождался, так что решили просто приехать туда и разобраться на месте. Приехали часам к десяти - закрыто. Тут подтянулись еще несколько семей с детьми, тоже желающих попасть в музей. В итоге, кто-то позвонил по телефону, указанному на табличке, и оказалось, что надо было заранее написать директору завода бумажное письмо (электронные он, видимо, читать не умеет, как я заметил) с прошением об экскурсии. И вот тогда, если бы решение было бы положительным, а смотритель музея в день запланированной экскурсии не ушел бы в запой, были бы шансы в музей попасть. Я, конечно, несколько утрирую, но в целом все примерно так - просто прийти и попасть на экскурсию нельзя.
Обидно, досадно, но зато высвободилось время для прогулки по городу. Который, кстати, расположен на берегах реки Иж.
На первый взгляд весьма большая река, не меньше Волги, например. Однако, как оказалось, это так называемый Ижевский пруд, т.е. водохранилище, созданное при помощи плотины Ижевского оружейного завода.
А после плотины течет довольно скромная речушка.
Дотопали мы до завода "Ижсталь". Внутрь, разумеется, не собирались, ибо все равно туда никого из посторонних не пускают. Зато посмотрели, что там интересного перед проходной - скульптуры рабочего и артиллериста, а также симпатичные урны в виде мортир...
...монумент с Вечным огнем в честь воинов-металлургов, павших во время Великой Отечественной...
...и копия Царь-пушки, находящейся в Московском кремле.
Далее двинули гулять по набережной. Там, кстати, много интересных скульптур из металлолома. Что символизирует вот эта, я бы ни за что не догадался.
Оказалось, что это "Шкурка банана".
Тут проще - и так понятно, что это "Железная корова".
А тут снова непонятки, даже если знать название - "Потомки Гефеста".
Гефест же был богом-кузнецом, а вот это как-то ни на бога, ни на кузнеца не похоже. Впрочем, скульптору виднее.
Тут снова все очевидно - "Воин" и в Африке воин.
То, что это "Георгий Победоносец", заподозрить можно.
Но почему на велике? Впрочем, мог бы быть и на моноколесе или электросамокате.
Ну тут все ясно - скульптурная композиция "Щелкунчик".
А это скульптура под названием Warhammer 40k.
Геймеры в курсе, что это. Для остальных поясню - так называется серия настольных и компьютерных стратегических игр. Скульптура изображает из себя одну из боевых единиц этой игровой Вселенной.
Ну и наконец "Лось", просто лось.
Рядом с набережной расположен пивоваренный завод И. И. Бодалёва, построенный, соответственно, сарапульским купцом 1-й гильдии Иваном Ивановичем Бодалёвым в 1882 году (до того завод был деревянным).
В настоящее время завод не работает и является памятником архитектуры и объектом культурного наследия Удмуртской республики.
С набережной в центр города можно попасть по лестнице.
Не Чкаловская, конечно, но в жару тоже не особо много удовольствия по ней карабкаться наверх. А наверху находится монумент "Дружба народов", посвященный 400-летию вхождения Удмуртии в состав России, открытый 26 июня 1972 года.
Является узнаваемой достопримечательностью Ижевска и всей республики в целом.
Если пройти дальше вперед, то там нас встретит Ижик.
Это талисман города, изготовленный в 2010 году на "Ижстали" в честь 250-летия завода и Ижевска.
Из достопримечательностей есть еще водонапорная башня на улице Бородина.
Это одно из старейших гидротехнических сооружений в Ижевске (построена в 1915 году). Является памятником индустриальной архитектуры и объектом культурного наследия Удмуртской республики.
Из религиозных сооружений нам попалась пара-тройка храмов. Один из них - Собор Святого Архистратига Михаила, вроде бы, самый крупный в Ижевске.
Построен в 1907 году, в 1929 закрыт, в 1937 снесен. В 2007 году отстроен заново.
Рядом находится Храм Казанской иконы Божией Матери.
Это новострой - строительство было завершено в 2001 году.
Собор Александра Невского, построенный в 1823 году по образцу Андреевского собора в Кронштадте.
В 1929 году был закрыт (повезло, что не взорван), в 1990 году возвращен РПЦ, в 1994 году, после ремонта, вновь заработал.
Разумеется, это далеко не все церкви, да и остальных достопримечательностей, типа старинных зданий, в Ижевске хватает. Но на осмотр всего этого дело нужно время, коего у нас было не густо.
Продолжение следует...