Начну с относительно, небольшой, но весьма занимательной притчи, которую я открыл для себя, читая книгу Хорхе Букая "Я хочу рассказать вам о...", а уже потом буду от нее и "плясать".
Слон и цепь
"Когда я был маленьким, я очень любил цирк, и особенно животных. Больше всего мне нравился слон, как и остальным детям, как я позже узнал. Во время представления огромное животное поражало мое воображение своими размерами, весом и чудовищной силой. Но сразу после выступления слона сажали на цепь – один ее конец крепился к его ноге, другой – к небольшому столбику.
Вне всякого сомнения, этот столбик был всего лишь маленькой деревяшкой, вбитой в землю на несколько сантиметров. И хотя цепь была тяжелой и прочной, мне казалось очевидным, что животное, способное вырвать с корнем дерево, легко может освободиться от столь ничтожного препятствия. Загадка слона на цепи не давала мне покоя.
Что в таком случае его удерживало?
Почему он не пытался освободиться? Будучи шестилетным ребенком, я еще верил в то, что взрослые знают все. Я спрашивал учителей, родителей, их знакомых. Кто-то из них объяснил мне, что слон не убегает, потому что он приручен.
В таком случае возникал резонный вопрос: если слон приручен, зачем сажать его на цепь? Не помню, чтобы получил какой-либо связный ответ. Со временем я забыл о загадке слона на цепи и вспомнил только, когда встретил других людей, однажды тоже задававших себе этот вопрос.
Несколько лет назад, к моему счастью, я наконец нашел человека, достаточно мудрого, чтобы обнаружить разгадку:
Слон из цирка не пытается освободиться, потому что был привязан к похожему столбику еще когда был очень-очень маленьким. Я закрывал глаза и представлял себе слабого, недавно родившегося слоненка, привязанного к столбику. Уверен, что в этот момент он пытался вырваться, опрокинуть ненавистную палку. И несмотря на все усилия, не мог освободиться – столбик был слишком хорошо вбит в землю.
Я представлял себе, как уставший, слоненок засыпал и на следующий день снова и снова старался вырваться, и так каждый день, пока однажды ему не пришлось принять свое поражение.
Это огромное, кажущееся всесильным животное, не убегает , потому что, бедное, думает, что не сможет. Воспоминание о собственном бессилии прочно сидит в его голове.
И самое плохое в том, что он больше уже не подвергает его сомнению. И больше никогда не пытается проверить свою силу...
- Вот так, Демиан... мы все иногда напоминаем этого слона в цирке – идем по жизни, прикованные к сотням столбов, лишающих нас свободы.
Живем, уверенные, что «не сможем» тысячу вещей, просто потому, что однажды, много лет назад, еще в детстве, попробовали сделать что-то и у нас не получилось. Мы ведем себя, как этот слон, и записываем на пленку собственной памяти: не могу и не смогу никогда.
Растем, постоянно внушая себе одно и то же, и поэтому больше уже не пытаемся освободиться от цепи и от столба.
Иногда, слыша, как звенит цепь, мы с ненавистью смотрим на столб и снова думаем: Не могу и не смогу никогда. Хорхе замолчал. Потом подошел, сел на пол напротив меня и продолжил:
- С тобой происходит именно это, Демиан. Ты зависишь от воспоминания другого Демиана, которого уже нет, и это он не мог, а не ты.
И тут уже стоит задуматься... А сколько у каждого из нас своих цепей? Сколько нитей судьбы, которые со временем превратились в канаты, которые обвили нас полностью, от и до? Каждый раз, перед тем, как что-то сделать, мы анализируем, думаем, стоит ли, к чему это может привести, к чему это вероятно приведёт и что нам тогда за это или от этого будет. Иначе говоря, пока мы думаем, зачем нам это нужно, мы находим множество доводов и поводов для того, почему нам это не нужно. А можно было просто взять и сделать, а уже потом посмотреть на результат, и уже потом всё проанализировать. Нет, это, конечно, хорошо, что мы беспокоимся, что мы думаем, что мы не совершаем или не хотим совершать необдуманных поступков. Но зачастую кажется, что каждому из нас не хватает своей порции необдуманности. Мы слишком много думаем.
Очень часто получалось так, что с человеком всё складывается как-то легко, ты с ним взаимодействуешь и начинаешь искать сам какой-то подвох, потому что всё как-то слишком уж хорошо, слишком... просто? И в какой-то момент твой подвох тебя настигает и всё рушится, словно карточный домик, только бывает так, что всё просто рассыпается в пыль, застилает глаза, сбивает дыхание и не оставляет ничего. И ты сидишь, и не понимаешь, как это произошло и как это могло произойти? Я очень много думал над этим вопросом, анализировал каждый конкретный случай, строил невероятное число домыслов, но однажды мне попался замечательный текст, он был обнаружен в одной из книжек Бернарда Вербера, и я хочу с вами им тоже поделиться:
Между
тем, что я думаю,
тем, что я хочу сказать,
тем, что я, как мне кажется, говорю,
тем, что я говорю,
и тем, что вы хотите услышать,
и тем, что как вам кажется, вы слышите,
тем, что вы хотите понять
тем, что вы понимаете,
стоит десять вариантов возникновения
непонимания.
И тут всё встало на свои места.