Канал "Книжные раскопки" снова возвращается к теме мечей Ульфберта -ULFBERHT - VLFBERHT. В предыдущих статьях (ссылки будут в конце) были рассмотрены теории о скандинавском и франкском происхождении этих мечей, с аргументами за и против.
В этой статье речь пойдет еще о двух теориях, скандинавской и англосаксонской. Обе были выдвинуты Энн Фейербах (Ann Feuerbach), широкого признания не получили. Вторая (англосаксонская) гипотеза глубоко нестандартна, и, откровенно говоря, при чтении у меня иногда возникало ощущение, что я читаю что-то типа "Молот и крест"... Тем не менее, ряд интересный моментов в этих гипотезах есть, и я постараюсь отделить их от части очень спорных положений.
Для справки: основная работа Энн Фейербах - ее докторская диссертация "Crucible Steel in Central Asia: Production, Use, and Origins", посвященная производству тигельной стали в Средней Азии, прежде всего в Мерве. В ней есть масса интересного материала, особенно по сравнению технологий производств среднеазиатского и индийско-ланкийского. Это одна из запланированных тем канала. Спорных моментов в этой работе, правда, хватает тоже, но исключительно в части теоретизирования о месте открытия тигельной стали.
Скандинавская гипотеза:
В согласии с теорией Вильямса, считается что первые, исходные мечи с надписью +VLFBERH+T были изготовлены в Норвегии из тигельной стали азиатского происхождения. Спорные места в анализах Вильямса, о которых шла речь в предыдущих статьях, во внимание не принимается. Однако здесь речь идет уже только о среднеазиатской стали. Аргументы следующие: активная торговля Скандинавии с саманидской Персией, причем, по неизвестной и необоснованной причине речь идет именно о прямой торговле. Наличие Булгарии, Хазарии, посреднической торговли с Индией через Персию и Аравийский полуостров игнорируется.
Основанием невозможности получения мечей с франкских территорий служат как каролингские капитулы, так и малое количество каролингских монет В Скандинавии. Почему-то то, что сам факт запрета свидетельствует о наличии явления, а многократно повторенные запреты - о размахе, игнорируется.
С учетом датировок основной массы саманидских монет в Скандинавии, время производства этих мечей привязывается к первой половине 10го века, к правлению Хакона I Доброго (Håkon Adalsteinsfostre, 920-961 - король Норвегии с 934/935 года). Пик торговли в это время - общепризнанный факт, сомнений не вызывающий.
А вот то, что сколько-нибудь массовым предметом торговли была именно сталь - сомнительно. Будь это так, первое - торговля менее пострадала бы от серебряного кризиса, второе - скандинавы того времени могли посоревноваться с хомяками. Найдены десятки раннесредневековых железных кладов, содержащих железные и стальные заготовки разного качества. Произведенные, в основном, из скандинавских же руд. Размеры кладов доходят до сотен килограмм. Кроме местного, там встречается европейский металл, в основном в виде изделий и обломков. Но не тигельная сталь.
Местом производства этой партии мечей предполагается Норвегия. Более того, считается, что аббасидские источники, говорящие о "мечах франков", говорят именно об этих мечах. Тут логика рассуждений от меня ускользает. Даже если считать, что прямой торговли между саманидским и аббасидским калифатами не было (что неверно), посредников никто не отменял. А в то, что скандинавы знали какие-то секреты обработки булата, которых не знали сами производители, я просто не верю.
Узор на обратной стороне мечей полагается вариантом рунической надписи. Как одно можно сравнивать с другим - я не специалист по рунам. Однако, смотрите сами.
Вариант узора на мечах:
Руническая надпись на наконечнике копья:
Сами надписи и узоры полагаются опознавательным символом, в том числе во время сражений. (Да, здесь удержаться от "рука-лицо" было крайне сложно. Ниже пример видимости надписи на новом, только что отполированном клинке, из работы Моиланнена. Как это предполагается разглядывать при неизвестно каком освещении во время боя?)
На этом гипотеза 2017 года заканчивается, и начинается самое интересное. Англосаксонская гипотеза.
Все совсем не так было...
Дальнейшие рассуждения основаны на сагах и анализе отношений родства, свойства, усыновления и воспитания в семьях правителей 10 века. А также на попытке текстологического анализа самих мечей.
За основу была взята работа Сталсберг 2008 года, без накопленных новых уточнений и находок, например, без учета работы Моиланнена, опубликованной в 2015, и ряда норвежских работ. Данные были "отфильтрованы" - взяты только мечи, имеющие и надпись, и узор на обратной стороне, обе "идентифицируемые" по Стаслберг, и собраны в группы по принципу схожести и места находки. 30 мечей оказалось в 5 группах, имеющих более 4 экземпляров, остальные 13 групп имели 3 и менее экземпляра.
Все дальнейшие рассуждения основаны только на этих 30 мечах.
Мечи полагаются произведенными для объединения союзников и родных короля Этельстана. Что не говорит ни о месте производства клинков, ни о стали, использованной для изготовления. Напротив, тут предполагается разнообразие производителей, но более-менее единый заказчик. Теоретически возможен и (частичный) заказ у франков - каролингская империя поддерживала христианские королевства Англии.
Надписи и узоры полагаются нарочно двусмысленными и загадочными в прямом смысле, как текст и символ, понятный только посвященным.
Надпись, в основном, предполагается читать как +VLFBERH (пробел)+T, где Т+ или +Т будут означать крест и молот, как союз христиан и верящих в Тора. ("Молот и крест", да, как я и писал...) Как известно, Хакон Добрый был воспитан при англосаксонском дворе короля Этельстана (Æthelstan) и там крещен. Вместе же все полагается отражением практики двоеверия в Скандинавии вообще и Норвегии в частности в 10 веке. При этом для "чистых" христиан T будет буквой "тау" - символом креста же, распространенном в раннесредневековом христианстве только чуть меньше, чем равноплечный греческий крест.
Для примера, из саги о Хаконе:
Король взял [рог], и сделал знак креста над ним. Сказал Кар из Гритинга: "Зачем король делает так? Неужто он более не будет жертвовать [богам]? Сигурд ярл ответил: "...он благословил чашу во имя Тора..."
Также может служить символом Святого Христофора-псеглавца, еще одним намеком на "волка" в надписи.
VLFBERH предполагается читать как "волкорожденные", "волчий род". То есть потомки Вульфингов (Wuffingas, Uffingas, Wiffings) - рода королей Восточной Англии (Норфолка и Саффолка, буквально "северных людей" и "южных людей"). Потомки, разумеется, по женской линии, так как прямой род пресекся в 8 веке. При этом понятие может распространяться и на приемных детей.
+ в начале надписи читается как "служащий христианскому королю", на основании "Саги об Эгиле" (Egils saga):
Король попросил Тролофа и его брата согласиться подписываться с крестом в начале ...
The king asked Thorolf and his brother to consent to take the first signing with the cross, for this was then a common custom both with merchants and those who took soldiers' pay in Christian armies, since those who were 'prime-signed' (as 'twas termed) could hold all intercourse with Christians and heathens alike, while retaining the faith which was most to their mind.
Chapter 50 - Of Athelstan king of the English, Egils saga.
Предполагаемая принадлежность групп мечей:
Основная группа по-прежнему предполагается относящейся к Хакона I Доброму. Но уже изготовленной не по его заказу, а по заказу его приемного отца. Это предположительно объясняет использование необычной для Норвегии того времени каролингской надписи и христианской символики.
Остальные мечи предположительно, за редкими исключениями, были распределены Хаконом между своей родней и союзниками, в соответствии с описанием его путешествия в саге...
Если же вас интересует мнение Энн Фейербах о том, как эти же механизмы отражаются на некоторых типах рукоятей мечей, и почему, по ее мнению, типологию Петерсена нельзя использовать для их датировок, можете посмотреть ее видеолекцию. Она в списке источников.
С точки зрения автора гипотезы, все факты указывают на ее верность. Лично с моей точки зрения, это пример того, как вроде бы логичное объяснение чего-либо может быть глубоко неверным. И вместо открытия нового привести к примерно вот такому результату:
Основные источники к данной статье: "Загадка мечей Ульфберта: решено" Фейербах в печати, "Клинки Ульфберта: новые ответы" Фейербах и Хенли, 2017.
Подробности, точные ссылки и ссылка на видеолекцию в карточке статьи на сайте Kopist.site.
Предыдущие статьи цикла:
Часть первая цикла о мечах VLFBERHT, “Викинги и булат?”
Вторая часть, "Викинги отдельно, булат отдельно?"
Третья часть, "150 мечей за епископа"
Четвертая часть, "Где мечи зарыты".
Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!