86,3K подписчиков

Психологический портрет личности

Обследуемая: Елизавета, полных 13 лет

Психологический портрет личности составляется на основании проведенной консультации 02.10.2022 г., на 8 листах.

Запрос: Мария, мама Елизаветы (39 лет) обратилась с вопросом составления психологического портрета Лизы с целью последующего определения плана проведения коррекционной работы специалистами клиники «Реамед» г. Альметьевска.

Обследуемая: Елизавета, полных 13 лет Психологический портрет личности составляется на основании проведенной консультации 02.10.2022 г., на 8 листах.

Внешние признаки: Елизавета – субтильный подросток с явным проявление недостатка массы тела по отношению к росту (при росте 157 вес составляет 35 кг.), визуально выглядящая младше своего возраста, с признаками проявления темперамента со слабой нервной системой – меланхолика (ранимая, спокойная, нерешительная, обладающая повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, сильный раздражитель может вызвать «срыв», «стопор», поэтому в стрессовых ситуациях проявляется ухудшение результатов деятельности по сравнению со спокойной привычной ситуацией). На контакт с незнакомыми людьми идет настороженно, не проявляя активность, но при ощущении спокойствия и защищенности во время взаимодействия, вступает в коммуникацию. Интеллект соответствует возрастным нормам. Рядом с мамой находится в роли ведомого. Самооценка носит субъективно заниженную форму: присутствует излишняя самокритичность, неуверенность в своих силах. В характере проявляются акцентуированные черты – тревожность, упрямство, зацикленность. В социальной адаптации, восприятие социальной ситуации основывается на психоэмоциональном состоянии.

В ходе консультации было проведено диагностическое обследование по следующим проективным методикам: методика «Гомункулус» (автор А.В. Семенович), тест «Семья животных» (автор А.Л. Венгер).

Методика «Гомункулус» использовалась с целью диагностики соматических нарушений, исследования аффективно-эмоциональной сферы, паттернов поведения, особенностей построения отношений обследуемой с другими людьми. Выбор направления данного исследования обоснован тем, что, по словам мамы, у Лизы критически снизилась масса тело (при росте 157 вес «упал» до 28 кг.), предположительно ставился диагноз – анорексия (расстройство пищевого поведения). Специалистом клиники «Реамед» г. Альметьевск - наркологом, психиатром, психологом, психотерапевтом Ковалевой Е.С. диагноз не подтвердился.

Критерии, свойственные проявлению нервной анорексии:

  • Иррациональный, выраженный страх набрать вес – проявляется в зацикленности на показателях своего веса.
  • Преднамеренное самоограничение потребления пищи – проявляется в дисбалансе между потреблением пищи и расходом жизненных сил.
  • Искаженное восприятие собственного тела (веса).

Несмотря на то, что индекс массы тела Елизаветы на данный момент, приблизительно, равен 14,2 (при росте 157 вес равен 35 кг.), что является показателем чрезмерного истощения, а месяц назад составлял – 11,4 (при росте 157 вес был равен 28 кг.), что является показателем тяжелой степени истощения, по словам мамы, 1 и 2 критерии, свойственные проявлению нервной анорексии, она не наблюдала у ребенка. Зато в ходе консультации был пример явного проявления Лизой искаженного восприятия собственного состояния – на комментарий мамы о рекомендации остеопата о временных ограничениях физических нагрузок (прекращение занятий танцами в период восстановления), Лиза настойчиво повторяла, что у нее «полно сил».

Диагностическое обследование по методике «Гомункулус» не выявило показателей «непринятия, отторжения» своего тела Елизаветой, также не наблюдаются признаки расстройства схемы своего тела, что могло бы быть, хоть и косвенным, но показателем проявления нервной анорексии. При этом показало сильное накопление вытесненной агрессии, имеющее «выход» через аутоагрессию на соматическом уровне: нанесение себе телесных повреждений – вырывание волос на голове, расцарапывание кожи на пальцах рук, препятствие заживлению этих ран, критическое снижение массы тела.

Обследуемая: Елизавета, полных 13 лет Психологический портрет личности составляется на основании проведенной консультации 02.10.2022 г., на 8 листах.-2

Рисунок Елизаветы к проективной методике «Гомункулус»

Во время консультации выяснилось, что «выброс» накопленного напряжение через соматические проявления происходил и раньше у Елизаветы, например, в первом классе – после рассказа стихотворения на школьном празднике, у Лизы произошел рефлекторный процесс в виде рвоты.

В бланке сопровождения к методике «Гомункулус» проявились такие эмоциональные переживания, как: периодическое испытывание состояния страха (- Какое у него настроение? – Запуганное; - Что он сейчас делает? – Ползет от кого-то страшного, вверх к стене, чтобы защититься); страх других людей (- Боится ли он чего-нибудь? – Да, других людей); желание отстраненности, изоляции (- Где живет? С кем? – Один, в каком-то заброшенном месте. Сам захотел); избегание как главная форма психологической защиты (- Чем бы он защищался от врагов? – Убегает; - Его самое заветное желание? – Научиться летать; - Что плохого в нем? – Все время может бежать куда-то; - Что он сейчас делает? – Ползет от кого-то страшного, вверх к стене, чтобы защититься; - Где живет? С кем? – Один, в каком-то заброшенном месте. Сам захотел).

В анализе ответов бланка сопровождения к методике стоит обратить внимание на название существа, которое дает сам рисующий. Лиза данное существо назвала Зомби. Для понимания некоторых психических процессов и переживаний, будет интересна следующая мифологическая информация. Зомби гаитяне называли человека, который как бы умер, а потом воскрес. Происходило это следующим образом. Человеку незаметно подкладывали в пищу сильный нервно‑паралитический яд тетрадоксин, выделяемый из одного вида рыб. В результате у человека наступало состояние, сходное с клинической смертью. Родственники, не зная об этом, полая, что человек умер, его хоронили. А отравители откапывали его, приводили в чувство, и перед ними оказывался человек с поврежденной психикой, который ничего не помнит, ничего не знает. Это – зомби.

А совсем в переносном смысле (уже вне связи с о. Гаити) зомбирование – результат предварительного, скрытного воздействия на подсознание человека с целью формирования у него определенного желания совершить (или не совершить) определенный поведенческий акт.

Существует модель процесса зомбирования:

  • Человека «А» заставляют изменить своё поведение в нужном для другого человека («Б») направлении с некими корыстными целями.
  • Человек «Б» закладывает в подсознание человека «А» определенную программную информацию.
  • Поскольку эта информация загружается непосредственно в подсознание, то человек «А», естественно, об этом не знает.
  • Затем эта подсознательная программа поведения начинает управлять поведением человека «А» (а для него это выглядит так: почему‑то вдруг захотелось – почему, не знает сам – сделать то-то и то-то), человек начинает реализовывать эту программу.

«Зомбирование» в жизни Елизаветы – установки, программы «внесенные» в ее подсознание, которые она выполняет (как правило, «из любви», а на самом деле, глубинно, из страха потери), но которые постепенно ее делают «менее живой». Психика человека, конечно, может проявлять пластичность, подстраиваясь под различные обстоятельства, но, когда эти обстоятельства «затапливают» ее, она «включает» механизмы сопротивления.

Человеку, как и любому живому существу, в норме не свойственно направлять агрессию на самого себя, так как это противоречит его основной задаче — жить. Аутоагрессия часто возникает на фоне многолетних стрессов, непосильных психических нагрузок. В психоанализе аутоагрессия, или «поворот против себя» рассматривается как защитный механизм психики. Считается, что такое поведение является следствием перенаправления агрессии, изначально направленной на внешний объект. В случаях, когда от этого внешнего объекта (или от существования этого внешнего объекта) зависит благополучие человека, агрессия может быть перенаправлена на себя или на другой внешний объект (вымещение). В данном случае, есть и первое (аутоагрессия), и второе (проявление агрессии к младшему братишке).

Когда вначале встречи родитель, как бы торопясь, потоком «выливает» информацию о том, какой у него замечательный ребенок, как много «мы» занимаемся там-то и тем-то, как правило, такой родитель является нереализованной личностью, который реализует свои потребности за счет жизненной энергии ребенка. С первых минут встречи мама Елизаветы несколько раз подчеркнула, что Лиза является отличницей. Позже, говоря о рисунке, первое, что Лиза сказала: «Не получилось идеально!»

Существуют родительские послания, которые родители говорят, как прямые указания. В транзактном анализе такие послания называются «драйверы». Эти указания родители дают из своего эго-состояния (из уровня «ребенок-ребенок»), часто движимые собственным чувством страха. Поэтому такие прямые указания, драйверы передаются как попытки защитить ребенка, помочь ему избежать неприятности. Часто родители их повторяют как девиз, которому ребенок начинает следовать как жизненной установке.

Драйвер «Будь лучшим, будь совершенным» на английском языке еще называют «Be perfect». Лиза рассказывает о том, что, если она не сделает идеально, она не может успокоится или переключиться; очень плохо засыпает: перед сном она тщательно планирует и продумывает предстоящий день. Даже, находясь в состоянии опасности физического истощения, генеральным страхом Елизаветы остается «отстать» от других (не попасть в отобранную (!) группу по танцам). Девочка говорит о своих переживаниях так эмоционально, что со стороны складывается ощущение, что это для нее вопрос жизни и смерти. В критической ситуации, за очень короткий период, отслеживаются все механизмы реакции, у Елизаветы – эмоциональное нарастание, эмоциональный накал (истерика), выплеск накала (слезы), откат (уход в себя, закрытие от мира).

Проблема в драйверах заключается в том, что звучат они очень позитивно, являясь воспитывающим посланием к ребенку (любой взрослый человек скажет, что его установка к ребенку: быть сильным; стараться, чтобы достичь больших успехов; не опаздывать; радовать своим поведением родителей и т.д. – это хорошо). Дело в том, что в основе каждого драйва заложен неуспех. То есть сама формулировка предполагает, что выполнить на 100 % это невозможно. Драйвер «Будь лучшим, будь совершенным», предполагает сильное напряжение психики, постоянный контроль внешних обстоятельств, поведения людей, постоянную конкуренцию, отсутствие саморефлексии и нацеленность на подражание, следование примерам жизни других, «сотворению» кумиров.

А если учесть, что психика Елизаветы подразумевает сильную восприимчивость к внешним и внутренним изменениям, повышенную чувствительность, ранимость, относится к типу слабой нервной системы, также, по словам мамы, Лиза при рождении по шкале Апгар (система быстрой оценки состояния новорождённого) получила оценку 5-6 баллов, что соответствует легкому отклонению в состоянии здоровья (и говорит о том, что рождение ребенка было сопряжено с «потерей» части жизненной энергии), то родительские предписания становятся жесткими установками, «истончающими» психику. То есть проявление аутоагрессии, периодических выплесков агрессии на братишку, у Елизаветы – срабатывание защитного механизма психики на чрезмерное напряжение, нехватку сил на выполнение поставленных извне задач. В такой ситуации ребенок начинает интуитивно «экономить» ее в других направлениях, по словам мамы, Лиза становится «вялой», когда мама ее просит помочь по дому. Логика в таком проявлении поведения заключается в том, что моя посуду или гладя белье, нельзя «Быть лучше, быть совершенным», а поток жизненной энергии иссякает, поэтому приходится его экономить.

В бланке сопровождения к тесту «Гомункулус» есть завершающий вопрос – «Кого он вам напоминает?» (Лиза ответила: «Никого»). Поскольку «Гомункулус» - это проекция себя, и, несмотря на то, что во время анализа рисунка, клиент рассказывает о нем, как о постороннем, непонятном существе, люди с хорошей саморефлексией (саморефлексия не коррелируется с возрастом), к концу разговора понимают, что это самопортрет. Вопрос развития саморефлексии для Елизаветы актуален. «Натренированность» происходит вначале через внешний уровень (задавая себе вопросы – «А что я хочу?», «Почему для меня важно сейчас именно это?», «Мое ли это желание? Или я сейчас стремлюсь всеми силами выполнить чужое желание?»), затем человек учиться осознавать внутренние переживания («Почему у меня резко: ухудшилось состояние, повысилось раздражение, появилось чувство страха?», «Какое событие в жизни предшествовало резкому изменению моего состояния?», «Что я «свое» услышал в словах другого?»). Развитие саморефлексии – надежный способ выхода из драйверов – работой над родительскими приказаниями.

Выше уже был упомянут тот факт, что мама Елизаветы (субъективно!) воспринимает себя нереализованной личностью. В начале консультации, на этапе формирования представления о человеке (что является заблуждением, либо актуально для суггестивной личности), Марии важно было донести до меня (сформировать образ): «Лиза отличница», «в нашей родне все успешные», «я была лучшей на своем курсе» и т.д. В ответ на прямой вопрос: «Чувствуете ли вы себя реализованной личностью?» - Мария ответила: «Да». Позже стали «видны»: детская жизненная позиция («Меня посадили в бухгалтерию»); стратегия избегания конфликта («Когда коллега моего супруга при мне дарила ему подарки, я молчала»); страх выражения эмоций («Раскрашивать нужно? – Мария задала вопрос, выполняя проективный тест); накопление напряжения и эмоциональные «взрывы» («Если мне что-то не нравится, я молчу, а затем срываюсь на крик»); чувство заниженной значимости («Детей первыми нарисовала и не поместилась»). У Марии также, как и у Лизы прослеживается драйвер «Будь лучшим, будь совершенным», но он вторичен, а ведущий – «Радуй других». Поэтому «Будь лучшим, будь совершенным» она реализует через Елизавету, а «Радуй других» - сама («Меня больше всего обидело, когда моя свекровь перед нашей с мужем свадьбой сказала: «Это ваше торжество, что хотите, то и делайте» - и пришла на него как гость»; «Я не люблю вспоминать свою свадьбу, мне там все не нравилось..., свадебное платье я куда-то выкинула…, ее организовывали родители»; «Моя свекровь приехала в новый построенный и обставленный дом, села и сказала: «Нужна новая люстра и новые занавески» - и мой муж «потащил» меня покупать ей занавески»).

Поскольку Лиза приняла правила игры своей мамы, мама (конечно, бессознательно) не дает проходить этапы сепарации (психологического отделения), то у Лизы прослеживаются проблемы с самоидентификацией. Один из 4 видов психологического отделения – эмоциональная сепарация (когда ребенок или взрослый, способен сделать выбор, вне зависимости от того, одобрит его мама (любой значимый объект) или нет, Лизой не проходится, поскольку мама не только для нее значимый объект, но и объект, от которого напрямую зависит ее безопасность («Мама – подружка»; «Папа непредсказуемый, может что-то сказать обидное маме..., если никого нет, я плачу»; «От него (папы) не знаешь, что ожидать»). Отсюда и проявление инфантилизма Елизаветы (несоответствие эмоциональной зрелости биологическому возрасту), отсутствие саморефлексии (сниженная чувствительность к изменениям своего тела). Лиза не прошла «кризис 3-х лет» - «Я и мама – разные люди» («Себя тоже рисовать? – спросила Лиза, перед выполнением второй проективной методики). Мама Елизаветы также до сих пор не прошла этапы сепарации от своей мамы («Я была (в детстве) опорой для мамы», «Мы (с мамой) созваниваемся каждый день»), поэтому и «кружит» со своей дочерью по одним и тем же «петлям».

Проективный тест «Семья животных» (автор А.Л. Венгер) использовался с целью диагностирования внутрисемейных взаимоотношений. Выбор данной методики был обоснован необходимостью получения расширенной информации внутрисемейных взаимоотношений глазами Лизы, ее мамы, их статуса, их эмоционального состояния в рамках семьи.

Важно подчеркнуть, что картина рисунка проективного теста – это личное (субъективное) восприятие самого человека. С этой точки зрения, интересен тот факт, что «одна и та же семья» всеми ее членами может «видится» по-разному.

Обследуемая: Елизавета, полных 13 лет Психологический портрет личности составляется на основании проведенной консультации 02.10.2022 г., на 8 листах.-3

Рисунок Елизаветы к тесту «Семья животных»

Для Лизы, семья делится на две подгруппы: она с мамой, папа с младшим братишкой. Елизавета и мама находятся на некотором возвышении, что говорит о том, что их с мамой семейный статус для нее выше, чем статус папы и братишки. Лиза себя нарисовала первой в образе единорога, который отличается от других нарисованных более яркой окраской – проявление такой черты как демонстративность. Маму Елизавета нарисовала курицей, находящуюся за своей спиной и меньшего размера – мама для Лизы выполняет роль кормящей и оберегающей структуры. Папу Лиза нарисовала третьим по счету, в виде лося. Лось имеет достаточно массивную голову, что говорит о том, что непредсказуемость и опасность, которую Лиза чувствует от папы, скорее всего, он передает ментально-вербальным путем (через умозаключения, выводы, послания, сложные для ее восприятия). Папа в рисунке – массивная фигура, но стоящая на непропорционально маленьких ногах. На рисунке явно выделяются рога лося своим большим размером и острый, хорошо прорисованный рог единорога, то есть, если мама для Елизаветы безопасная структура, то с папой они «бодаются». Глазами Елизаветы, хоть мама с папой рядом находятся, но повернуты они в разные стороны, скорее всего, это говорит о том, что ребенок слышит конфликты, происходящие между родителями, во время которых они не приходят к единому мнению. Младший братишка для Лизы – «птенчик, непонятный».

В рисунке мамы Лизы, центральная фигура – конь (супруг). Во-первых, это центральная фигура, во-вторых, она занимает самое максимальное количество пространства на листе. Но, если не знать распределение ролей, можно подумать, что это нарисовали значимую, но детскую «фигуру» (она привлекает внимание, но от нее не исходит ощущения ведущего; нарисована она третьей по последовательности после детей). Скорее всего, для Марии, супруг – значимая фигура, но не являющаяся ведущей. Слева от коня нарисован медведь – это младший ребенок, с которого начала свой рисунок Мария. Справа от коня нарисована кошка – Елизавета (вторая по счету, нарисованная фигура).

Обследуемая: Елизавета, полных 13 лет Психологический портрет личности составляется на основании проведенной консультации 02.10.2022 г., на 8 листах.-4

Рисунок Марии к тесту «Семья животных»

Четвертая фигура, завершающая рисунок с правой стороны – сама Мария («лиса, но она похожа на лошадь»). Пятая фигура – медведица (мама Марии). Если «прикрыть» на рисунке медведицу (фигуру мамы Марии), то мы увидим идентичную картину, которую видели на рисунке Елизаветы – разделение на пары: младший ребенок-папа, старшая дочь-мама. Скорее всего, на неосознанном уровне, именно Мария «подпитывает» это семейное разделение, а Елизавета его поддерживает. Мария хотела нарисовать себя лисой, но, нарисованная лиса «получилась» лошадью. Возможно, Мария конкурирует со своим супругом за ведущую роль в семье, поэтому статус супруга понижает до уровня ребенка и отдаляет от себя, выстраивая более близкие, коалиционные отношения со старшей дочерью. Фигура мамы Марии, возглавляющая рисунок, подтверждает факт нахождения Марии под мамиными программами.

Все, что отображено в проективных методиках, не значит, что только так происходит в реальности, но значит, что именно так воспринимается рисующими и для них это актуально на данный момент.

Пока в ходе консультации мы разбирали рисунок Марии, Лиза по своей инициативе нарисовала еще один рисунок семьи, сказав, что первый ей не нравится.

На втором рисунке Лизы центральной фигурой является папа, несмотря на то, что ее Лиза нарисовала четвертой по счету, она явно доминирует. У нее появился хорошо «прорисованный» галстук – признак социального статуса. Да, Елизавета чувствует исходящую для себя опасность со стороны папиной фигуры (мощные, ярко прорисованные рога), но она готова принять его статус. В этой «реальности» папа направляет свой взгляд на маму – актуальная потребность ребенка в налаживании контакта между родителями. Братик становится «птенцом», рисуется вторым по счету, что скорее всего говорит о том, что явного конфликта между ними нет, но самим родителям не удалось правильно выстроить взаимоотношения между детьми. Интересен и тот факт, что фигуры родителей являются центральными на рисунке, а фигуры детей расположены по краям. Во-первых, это говорит о том, что взаимоотношения между родителями Елизавету очень волнуют. Во-вторых, скорее всего, решая «свои проблемы», родители «уходят» в детские позиции. И самое главное, Лиза нарисовала себя «мышкой», сказав следующее: «Единорог – добрый, веселый, красивый, а мышка – тихая, спокойная, замкнутая… в 5-6 лет мышкой стала, до этого была единорогом…» При всей полярности образов, схожесть их проявляется в выраженности демонстративной черты, которая свойственна Елизавете, даже несмотря на ее интровертированность, и которая будет искать выражение либо в неординарности творческого потенциала, либо в неординарности «выброса» психического напряжения.

Обследуемая: Елизавета, полных 13 лет Психологический портрет личности составляется на основании проведенной консультации 02.10.2022 г., на 8 листах.-5

2 рисунок Елизаветы к тесту «Семья животных»

Рекомендации:

  • Супругам: посетить консультацию семейного психолога, с целью обследования, осознания, при необходимости, коррекции межличностных взаимоотношений.
  • Маме Елизаветы: обратиться за профессиональной помощью к психологу, с целью проработки своих детско-родительских отношений, вопросов жизненного самоопределения, работы над проявлением психоэмоционального состояния.
  • Елизавете: психотерапевтическое сопровождение.

При следовании рекомендациям, лучше придерживаться данного алгоритма, в случае исключения 1 и 2 пунктов, результат психотерапевтического сопровождения Елизаветы будет незначительным и нестабильным.

Психолог Хазиева Т.И.

Дата составления 18.10.2022 г.

Автор: Хазиева Татьяна Иркинджоновна
Психолог, Специалист в нейропсихологии

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru