Найти в Дзене
Газета Жизнь

Былинный богатырь, приёмный отец и муж-защитник. Последняя роль Сергея Пускепалиса в картине "Сердце пармы". Разбираем образ

Оглавление

Актёра Сергея Пускепалиса не стало 20 сентября. Он погиб в ДТП, в бронированном «Форде Транзит», который должен был отправиться на Донбасс в качестве помощи местным бойца. Микроавтобус, в котором находился Сергей, задел фуру, вылетел на встречку и врезалась в другую фуру.

Смерть актёра стала настоящей трагедией... Скорбят коллеги, близкие, до сих пор не могут поверить в случившееся и зрители, для которых Пускепалис стал воплощением доброты, мудрости, внутренней силы и искренности. К счастью, к своим 56 годам он успел воплотить на экране немало интересных образов, которые будут жить дальше...

Последнюю роль Пускепалис сыграл в исторической картине "Сердце пармы", снятой по одноименному роману Алексея Иванова и рассказывающей о присоединении Москвой земель в XV веке. Нет, у актёра была не главная роль, но не менее яркая и колоритная, сочетающая в себе сразу несколько образов.

Сергей Пускепалис раскрыл на экране сразу три образа
Сергей Пускепалис раскрыл на экране сразу три образа

Богатырь

Герой Пускепалиса Полюд - воин и верный соратник, воплощение силы, храбрости и мужества. Он служит правителю Перми Великой, или Пармы, Ермолаю, затем - его сыну Михаилу, и бесконечно опекает последнего. Бравый, безбашенный в бою и бесстрашный. Именно он спас от смерти Михана, когда тот был еще совсем юным, и именно он стоит с ним плечом к плечу в последней битве за Пермь и погибает, без капли сомнения.

Полюд Пускепалиса - былинный богатырь
Полюд Пускепалиса - былинный богатырь

Надо отметить, насколько Пускепалис органичен в этом образе. Ему невероятно идет кольчуга, латы, меч. Он безумно подходит этой средневековой эстетике, поэтому выглядит убедительно, порой даже убедительнее главного героя. Эдакий былинный богатырь, смелый и великодушный...

Пускепалис второй справа
Пускепалис второй справа

Неудивительно, что в фильмографии Сергея подобная роль не единственная. Воевода Еремей в "Золотой Орде" получился у Сергея не менее достоверным.

Отец

Передал Пускепалис в "Сердце пармы" и образ отца. Сотник Полюд заменил княжёнку Михаилу отца Ермолая, погибшего во время набега вогулов. Мало того, что он его спас, он всю свою жизнь его опекал и защищал, при этом по-отечески наставляя и шутя над ним в попытке научить или образумить. Недаром сначала мы знакомимся с маленьким Михаилом и Полюдом, сражающимися во дворе деревянными мечами.

- Кричи, - говорит мальчику Полюд.
- Мне стыдно, - отвечает мальчик.
- С криком удар мощнее получается, - отвечает Полюд.
Фрагмент фильма "Сердце пармы", 2022. Полюд с Миханом
Фрагмент фильма "Сердце пармы", 2022. Полюд с Миханом

В этих взаимоотношениях отец-сын нет какой-то излишней нежнятины, наоборот. Сурово, по-мужски, причем с самого детства, но с мудростью, добротой и заботой. То ли у Пускепалиса талант передавать такие теплые мужские образы, то ли это прекрасная работа режиссера, но и в роли отца Сергей смотрится очень органично.

Муж

Конечно, Полюд - не главный герой фильма, и его персонажу было уделено на так много экранного времени, но режиссер постарался прописать героя очень подробно. Помимо двух образов - воина и отца, Сергей примерил и образ мужа, эдакого немногословного мужика, защитника, любящего свою женщину глубоко, но без излишнего пафоса и красивых слов. Собственно, странно, если бы было как-то по-другому. События разворачиваются в XV веке.

Дуэт Пускепалиса с Еленой Пановой просто бесподобен. Он сильный, глыба, но мягкий внутри, она - просто баба, как бы это грубо не звучало. Баба, которая любит, заботится и живет в постоянном ожидании возвращения любимого из похода.

Автор: Оксана Шмидт