Найти в Дзене
Снеговик с гармошкой

Ведьма и варяг пошли на маяк: фильмы Роберта Эггерса

Продолжаю следить за новинками жанра "хоррор", надеясь, что хоть кому-то удастся меня напугать. Иногда это даже происходит: "Ведьма" режиссёра Роберта Эггерса прочно вошла в мой личный ТОП-10 представителей жанра. С тех пор вышло ещё два фильма режиссёра... "Ведьма"/The VVitch: A New-England Folktale (2015) XVII век, северо-восточные территории будущих Соединённых Штатов. Некоего пуританина изгнали из города (видимо, за то, что был чересчур набожным даже по тамошним меркам), и он поселился в лесной чащобе вместе с супругой и многочисленными детьми. И всё б ничего, но к трудолюбивому семейству начало подбираться какое-то зло. То ребёнок пропадёт, то урожай погибнет, то у козы вместо молока кровь пойдёт... В общем, все умерли. Формула шедевра складывается здесь таким образом: полная историческая аутентичность + невероятно мощная атмосфера безысходности и безумия + неторопливость и медитативность + мощный визуальный ряд, прекрасный в своей мрачности. А сцену, где женщина кормит грудью во
Оглавление

Продолжаю следить за новинками жанра "хоррор", надеясь, что хоть кому-то удастся меня напугать. Иногда это даже происходит: "Ведьма" режиссёра Роберта Эггерса прочно вошла в мой личный ТОП-10 представителей жанра. С тех пор вышло ещё два фильма режиссёра...

"Ведьма"/The VVitch: A New-England Folktale (2015)

XVII век, северо-восточные территории будущих Соединённых Штатов. Некоего пуританина изгнали из города (видимо, за то, что был чересчур набожным даже по тамошним меркам), и он поселился в лесной чащобе вместе с супругой и многочисленными детьми. И всё б ничего, но к трудолюбивому семейству начало подбираться какое-то зло. То ребёнок пропадёт, то урожай погибнет, то у козы вместо молока кровь пойдёт... В общем, все умерли.

-2

Формула шедевра складывается здесь таким образом: полная историческая аутентичность + невероятно мощная атмосфера безысходности и безумия + неторопливость и медитативность + мощный визуальный ряд, прекрасный в своей мрачности. А сцену, где женщина кормит грудью ворону, до сих пор считаю самой страшной из виденных мной... в фильмах XXI века - точно. Впрочем, в фильме есть жирный намёк, что всё происходящее - бредовое видение обожравшихся спорыньи отшельников. Так что, может и не стоит воспринимать это слишком серьёзно.

(Режиссёр явно черпал вдохновение из другого медитативного фильма о ведьмах и пуританах, о чём я писал вот здесь.)

"Маяк"/The Lighthouse (2019)

-3

Конец XIX века. На далёкий остров с маяком прибывает очередная смена: хромоногий и неотёсанный ветеран (Уиллем Дефо) и симпатичный новичок (Роберт Паттисон). Первый помыкает вторым во что горазд, главное - не подпускает к фонарю, а молодой терпит, но лишь до поры до времени.

-4

Когда за смотрителями не прибывает корабль, чтобы их забрать, постепенно становится понятно, что они тут застряли надолго. Дяденьки сходят с ума, им мерещатся всякие русалки, морские черти и Посейдоны... Понятно, что закончится всё очень грустно.

-5

Самое грустное - что в "Ведьме" были атмосфера, настоящий ужас и кое-какой сюжет. Здесь же осталась только атмосфера. Много-много атмосферы. Режиссёр столько сил вбухал в это дело, что сам не заметил, как получился арт-хаус. Довольно скучный. В определённый момент хочется сказать: "Автор, мы уже поняли, что ты гений, а теперь покажи нам что-то интересное!"

Да где там...

"Варяг"/The Northman (2022)

-6

В IX веке нашей эры жил-был некий король викингов, жил, а потом умер, потому что его зарубил родной брат. У убиенного остался сын Амлет, поклявшийся отомстить.

Прошло много лет. Амлет, вымахавший в могучего витязя, внедрился к дядюшке под видом раба и стал потихоньку воплощать хитрый план, при поддержке рабыни-славянки... И загвоздка не в том, "быть или не быть" - а в том, что эта история вовсе не про коварного короля и благородного принца. Скорее, про то, что время было такое: все друг другу бошки сносили направо и налево, поэтому не было ни правых, ни виноватых. Ну отомстит Амлет дядюшке - а сам-то лучше, что ли?

-7

Что же получилось в итоге? Максимально аутентичная экранизация средневековой легенды об Амлете (известной всему миру благодаря обработке Уильяма нашего Шекспира). То есть, с одной стороны, тут всё "точно как тогда" (если верить историкам), с другой - полноправными участниками действа являются ведьмы, валькирии, оживающие покoйники и прочий потусторонний сброд, для людей того времени - вполне реальный.

-8

Если совсем кратко: тут всё максимально грязно и сурово, но при этом захватывающе, особенно сцена штурма славянской крепости варягами-берсерками. Визуал на высоте, равно как и актёрские работы Уиллема Дефо, Ани Тейлор-Джой и, внезапно, Бьорк в эпизодической роли вещуньи:

-9

Значит, это хороший фильм?.. Хм...

Скажу так: по-своему, хороший. Поставленную перед собой задачу режиссёр выполнил на отлично, это факт. А вот зачем?

Именно этот вопрос не покидал меня всё время просмотра. Да, режиссёр снял "Гамлета" на новый очень старый лад. Дальше-то что?

Всем спасибо!

Также предлагаю прочесть:

Подборка малоизвестных триллеров о сектах и культах (очень интересный обзор, жаль, что там мало прочтений).

Поддержать проект "Записки интроверта":

СБ 2202 2002 0666 5828