Найти тему
Издательство ПЛАНЖ

БУКЕРОВСКУЮ ПРЕМИЮ ВЫИГРАЛ ПОТОК СОЗНАНИЯ ЦЕЙЛОНСКОГО ФОТОГРАФА-ГЕЯ ВО ВТОРОМ ЛИЦЕ О ТОМ, КАК ВСЁ ВОКРУГ НЕПРИЯТНО И КОРРУМПИРОВАНО.

книги Издательства ПЛАНЖ
книги Издательства ПЛАНЖ

Мы уже устали шутить, что для карьеры в зарубежном искусстве надо быть одноногой чернокожей лесбиянкой с радикально-глобалистскими взглядами. Надоело приговаривать «никогда такого не было и вот опять». Но вот же ж опять! Букеровскую премию выиграл роман цейлонского фотографа-гея, который на двухстах пятидесяти страницах в совершенно нечитаемом втором лице несёт поток сознания о том, как всё вокруг коррумпировано и неприятно.

Так и хочется воскликнуть: "Братан! Если так всё плохо вокруг, ну сделай же что-нибудь, чтобы улучшить свой комфорт!" Пойди куда-нибудь на работу, чтобы работать в коллективе над чем-то общественно-полезным, а не болтаться одному по помойкам, тайно фотографируя людей, которые не хотят, чтобы их фотографировали. Если не хочешь работать на дядю, начни свой бизнес, построй что-нибудь. Если не можешь строить, торгуй. Если не можешь торговать, ну хотя бы свали куда-нибудь из нелюбимой тобой Шри-Ланки.

Книга наполнена шутками о том, что Ланкийцев не пускают на Мальдивы и в Париж, потому что там огородили рай для белых. Ну так приезжай куда-нибудь, где тебя примут, но не будут гнобить – типа, во Вьетнам или в Кению… В Казахстан или Ереван, наконец… Но нет, не слышит нас фотограф. Продолжает на двухстах пятидесяти страницах рассказывать как ему тяжело и горько в обществе, где все друг друга убивают под молчаливое одобрение США, и, внезапно, Норвегии… Единственное активное желание после прочтения книги — выяснить, каким боком Норвегия столь плотно вошла в подсознание цейлонского фотографа. Есть в этом какая-то манящая загадка...

Вот вам представительная выдержка из книги, выигравшей БУКЕР-2022:

*************

ФРАГМЕНТ из книги “The Seven Moons of Maali Almeida” авторства Shehan Karunatilaka:

Опереточный дуэт начал выступление: девушка толкала пламенные речи, а парень испускал революционные возгласы. Девушка долго и подробно объясняла, что злодеи не знают о том, что они злодеи, а сумасшедшие уверены в своей нормальности. Что американцы не догадываются, что атаковали чересчур много демократических стран и убили слишком много невинных людей. Что мы не должны позволять им тиранически уничтожать противников и сбрасывать бомбы на детей. Что ничего выдающегося нет в стране, построенной на геноциде коренного народа руками рабов…

— Да-да, я тоже так думала, когда была школьницей, — сообщила Джеки, — Но какой у нас выбор? Ты бы хотела, чтобы нами руководили русские или японцы?

— Если бы в детстве нам с тобой позволяли слушать русский хеви-метал и смотреть Куросаву, а не Элвиса и Фредди, возможно, твоё предложение не выглядело бы безумным.

— Русский хеви-метал вставляет, — ухмыльнулась Джеки.

— Напалм изобрели в Гарварде. Атомную бомбу — в Принстоне. Водородную бомбу — в Манхеттене…

— А как вы думаете, «Тигры Тамила-Илама» знают, что они злодеи? — перебил ты, но никто не ответил.

Потом музыка заполнила помещение и все стали целоваться. Потом ты оказался с девушкой в соседней комнате, где горел ослепительный свет, а девушка просила тебя остановиться. Она бормотала что-то о том, что вы не столь близки.

Потом ты вышел прочь и отправился в то самое место, куда не мог вернуться. Много тёмных ночей, еще до того как ночи поглотили тебя, ты мечтал вернуться в это место и сделать снимки, за которые тебе дадут Пулитцеровскую премию.

Когда ты был во Дворце в предыдущий раз, сопровождающий тебя майор даже решил не утруждать себя, одевая тебе повязку на глаза. Майор знал, что ты никогда не вернёшься, насмотревшись на то, что творилось во всех двадцати комнатах Дворца. Правительство пытало и убивало анархистов не столь рьяно, как в Индонезии за двадцать лет до этого убивали коммунистов. Никто даже не считал, скольких убили. Кто-то говорит, пять тысяч. Кто-то говорит, двадцать тысяч. Кто-то говорит, сто тысяч. А кто-то говорит «нет, ну это уже перебор»…

Возвращаться бессмысленно также и потому, что только американцы получают Пулитцеровские премии. Те самые американцы, которые спонсировали индонезийскую расправу над коммунистами, которые сидят на морской базе к югу от Мальдив и присылают сюда команды инструкторов по допросам и пыткам.

Возвращаться было бессмысленно, потому что ты знал, что сейчас во Дворце никого нет.

Возвращаться было страшно… И ты снова прошёл мимо.

****** КОНЕЦ ФРАГМЕНТА ********

И вот так всю книгу протагонист проходит мимо, а потом ноет об этом. В этой связи продолжает удивлять истерика российского книготоргового сообщества по поводу ухода с нашего рынка иностранных правообладателей. Мы об этом говорили и ранее, но сейчас картинка всё более проясняется и приобретает чёткость.

Зачем нам вообще иностранные авторы? Если раньше был шанс, что в зарубежных книжках есть хоть какая-то мудрость, то теперь становится очевидным, что вся западная культура и литература заодно обанкротились при виде локального украинского конфликта. Продолжать завывать о невозможности взаимного убийства у них силы ещё есть, а на то, чтобы конструктивно обсудить, что делать сторонам конфликта в той точке, где они сейчас находятся, ни сил, ни жизненного опыта не хватает.

Сил хватает только на то, чтобы дать главную литературную премию бессмысленному завыванию в неудобоваримом втором лице. Наверное, критикам и жюри второе лицо кажется достойной внимания отличительной чертой авторского стиля, а вот читателю оно кажется бессмысленным выпендрёжем и банальной попыткой выделиться хоть чем-нибудь.

Поэтому в очередной раз предлагаем читать отечественных авторов, которые говорят на понятном нам языке и на важные нам темы. Лучшие отечественные авторы, конечно, собраны Издательством ПЛАНЖ. Приходите в магазин ПЛАНЖ, почитайте книги ПЛАНЖ и сравните их с тем, что вам хвалят критики-блогеры и предлагают на первых выкладках в магазинах.

Издательство ПЛАНЖ - портфель 2022
Издательство ПЛАНЖ - портфель 2022

Прочтите блестящую постмодернистскую пародию на наше доспецоперационное общество «Госпожа и её Владелец». Прочтите тонкое рассуждение о природе страха и свободы «И это взойдёт». Прочтите «Звали его Эвил», повесть о том, что и зачем спецоперируют спецоператоры. Прочтите «Дилогию ПЛАНЖ», потому что это захватывающе и полезно. Прочтите «Лилиенблюм», волшебный поток сознания ни о чём, но бодрый. Прочтите "Люди, которых нет", классический текст о мистике российской обыденности. Прочтите и сравните. Приятного чтения!