Найти тему
Илья Ильич Обломов

История «вечного студента».(г43)

Ну вот и сессия…

Новогодние праздники пролетели быстро и обыденно, в близком семейном кругу. Надвигалась сессия и расслабляться особо долго не приходилось. Первый экзамен обычно бывал числа пятого-шестого января. Честно говоря, по прошествии стольких лет, уже точно не помню, сколько тогда нужно было сдавать экзаменов, четыре или пять. Обычно бывало четыре экзамена. Но в голове какая-то каша. Точно помню что сдавал конечно же физику и математику. Ещё минералогия-кристаллография-петрография. А вот структурная геология и философия под вопросом. Возможно по какому-то предмету из этих двух был зачет с оценкой. Но это не меняет сути вопроса. Эти два предмета особых сложностей в ту сессию не вызывали. Наверняка я готовился к ним как обычно, читал, запоминал, шпоры тоже писал на всякий случай, но волнения большого не испытывал. А потому всё просто и без подробностей. Геология - 5. Философия - 4. Минералогия тоже был несложный предмет. Особенно мне нравились семинары по этому предмету. Да, нужно было много запоминать всяких названий и терминов, но зато всё было наглядно, камушки ( минералы и горные породы), многогранные фигурки из деревяшек, шлифы горных пород, которые рассматривали через микроскоп. Занятия напоминали ребусы, сидишь отгадываешь, что у тебя в руках или в микроскопе. Конечно была и теория. Короче экзамен был проходной. Как результат - 4 балла. На большее я не тянул, но и трояк был бы позорен по этому предмету. Оставались как всегда самые обычные и вместе с тем не самые для всех простые, физика и математика. Физика на этом должна была закончиться. Весь курс занял три семестра. А вот математика только переваливала половину. Её мы изучали 5 семестров, так что это был ещё не конец.

Итак, математика, дифференциальные уравнения. Я уже сдавал их один раз на первом курсе. Возможно в этом семестре было добавлено что-то и ещё и курс немного отличался, но не значительно. А потому я рассчитывал на хороший результат.

Экзамен принимала всё та же математичка, которая на первом курсе у нас вела семинары, а теперь только лекции. Меня она хорошо запомнила с первого курса. Уж больно часто в те времена я решал задачки у доски и всегда успешно. Куда я пропал на втором курсе, она видимо знала, но интеллигентно забыла об этом и не интересовалась в общении со мной подробностями моего исчезновения годом ранее. Всё было так, как будто этого не было. К математике я готовился ответственно. Я понимал, что примеры я решу любые, но как всегда теория для меня была камнем преткновения. Почему-то я так и не научился запоминать доказательства теорем и несмотря на то, что решал любой пример, всегда испытывал затруднения в выводе всяких формул, а это было обычно два вопроса плюс к трем примерам. А потому шпоры, шпоры, шпоры…В принципе экзамен был письменный. Но как я уже говорил, все преподы любили свою систему. Если на первом курсе я тупо писал на бумаге все что знал и сдавал, а потом ожидал проверку еще часа два, после экзамена, а тогда лекции и экзамен у нас вела и принимала другой преподаватель, то эта математичка любила по ходу экзамена подсаживаться к студенту и смотреть, что он уже успел решить. Это конечно было не очень здорово. Сидишь ты, решаешь пример или списываешь теорему и вдруг к тебе подсаживается препод, просит посмотреть что ты там накалялкал, ставит + или - и задает походу наводящие вопросы, а потом ты дальше продолжаешь писать или решать то, что еще не успел. Как результат, закончив экзаменационное задание, тебе сразу выставляют оценку. Так было и в этот раз. Задачки я решил очень быстро. Дальше нужно было теорию написать, что требовало немного углубиться в шпоры. Только я стал искать в своих карманах гармошки со шпорами, то что мне нужно, как неожиданно со спины математичка подсела ко мне на лавку и стала проверять что я уже успел нарешать. Хорошо, что шпаргалки еще не успел взять в руку или спрятать под листком черновика. Быстро просмотрев три решенных примера, она с удовольствием поставили мне три жирных плюса, посмотрела что у меня осталось из теории и пошла искать следующую жертву. Отлегло. Как раз хороший момент. Пока она занималась со следующим «счастливчиком», я наконец нашел в своих домашних заготовках то что мне нужно, быстро переписал то, что не помнил, таким образом, теорема была доказана. Оставалось вывести как всегда какую-то формулу. Это было сложнее, потому что в шпорах этого не было. Но этот пример был на этот раз мне по зубам. На этот раз повезло. Я поднапрягся и на удивление нашел решение, потихонечку выводя одно из другого. Как раз математичка за это время успела просмотреть еще у двоих студентов, то, что они успели решить. Причем ей было все равно, один был решенный пример или три или всё. Увидев, что я сижу и «считаю ворон» она снова подошла ко мне, спросила, всё ли я написал, я сказал что всё. Снова подсела за парту ко мне, проверила мои каракули, опять два плюса, что-то уточнила, я ответил. И опа-на - 5 баллов. Я первым отстрелялся. Даже не надо было переписывать всё это на чистовик. Народ из группы провожал меня завидующими взглядами. Некоторые персонажи с первого раза математику не прошли. А тут у них на глазах новый член коллектива творил чудеса. А я счастливый, никого не дожидаясь, несся уже домой. Неплохое начало. Две четверки и две пятерки. Наконец по своей любимой математике я получил заслуженную пятерку.

Оставалась нелюбимая физика, последний экзамен. Как всегда на подготовку четыре дня. Опять прочтение, запоминание материала, написание шпор. Перед физикой я мандражировал серьезно. Понимал, что есть темы, которые слишком тяжелы для моего понимания и при невозможности списания со шпаргалки, могут быть проблемы. Задачки я кое-как решал, но тоже процентов 10-15 тем были, где я мог и не решить пример. Так что всё зависело от фарта. Конечно меня еще пугала сама эта старушенция. К сожалению я для неё теперь был не рядовой неизвестный студент, а юный физик, почти её коллега, как она называла тех, кого считала человеком, разбирающимся в физике и это меня ещё больше вводило в ступор. Явно подход ко мне мог быть неординарный и это могло сыграть для меня неожиданное фиаско. Но экзамен приближался и очень быстро. Как ни крути, а он наступил. Я вытянул билет, в нем было две задачки и теория. Это совсем было не так, как на первом курсе, когда Лель нам давал 5 примеров, из которых было три задачи и две теории и система у него была 15-и балльная, а 7 баллов это было 3 в зачетке Тут всё проще, но и вес каждого примера выше. Мне повезло. Задачки я решил обе без проблем. Как я думал, на 3 балла этого хватит. Теория была сложная, но я поднапрягся и почти все написал по памяти. Кое-что удалось дописать со шпаргалки. Что оказалось неприятной неожиданностью, у Леля экзамен был письменный, без общения с преподавателем и без дополнительных вопросов. Написал, сдал, получил. А тут все вышло иначе. Написал, садишься к ней, она проверяет. А потом начинается допрос и всё может быть перечеркнуто, хоть ты и решил все правильно, потому что она начинала копать всё глубже и глубже. Несмотря на то, что я все написал одним из первых, первым отвечать я не пошел. Решил посмотреть как это всё проходит. Она правда спрашивала по ходу экзамена, готов я или нет, хотела что бы я отстрелялся первым. Это меня ещё больше нервировало. И вот, после двух-трех человек, среди которых были и ботаны и не очень, а потому и пять и два и три балла на выходе, я решил что пора идти сдаваться, потому что уже вроде как нечего тянуть.

Быстро проверив что я там написал в листочке и поставив по всем трем вопросам плюсики она выдала такую фразу : « Всё у вас правильно, но вы же понимаете, что я вам за это не могу поставить пятерку, пятерка стоит большее». Сидит и смотрит на меня. Я в этот момент хотел провалиться сквозь землю. И вдруг я выдавил из себя такую, наверно глупую фразу : « А может вы поставите мне тогда четверку, да и ладно. Не чувствую я что обладаю знаниями на пятерку». Зачем я это сказал? Не знаю. В этот момент я подумал, что сейчас она меня завалит сложными вопросами и речь будет идти уже даже не о четверке, а потому хотелось соскочить без допроса. Услышав это, то что я сказал, она рассмеялась и громко сказала : « Первый раз вижу человека, который отказывается от пятерки, нет уж, так просто я вас не отпущу». Я понял что это провал. И вот выдает она мне тему, весьма тяжелую. И говорит, ну пока подумайте, а сама начинает опрашивать следующего оболтуса. Оболтус не тянет даже на три. У него из трех вопросов решено полтора, да и то не все четко. И что бы не ставить ему два, она его озадачивает тоже серьезным заданием. И возвращается ко мне. Так как сидел я теперь уже прям напротив неё, то списывать я ничего не мог, спросить тоже ничего ни у кого не мог, но что-то я все ж таки помнил. Мне даже казалось что не мало, почти все. Но походу моего ответа, я видел, как улыбка с её лица постепенно исчезает и начинает превращаться в недовольную гримасу. Когда я закончил отвечать, она стала задавать еще какие-то наводящие вопросы. Я что-то отвечал, возможно правильно, но не совсем. Наконец эта экзекуция закончилась. И она вынесла вердикт:

«Да, жаль, видно вы сегодня до конца не собрались, пять я вам поставить не могу, но это конечно больше чем четверка, но такой оценки нет, а потому четыре, очень жаль». Я побыстрее вышел из аудитории, вполне довольный, что дело не дошло до трояка или вообще двух баллов. Для многих все эти её штучки закончились понижением оценки на 1-2 балла, как результат было несколько двоек. Так что я с легкостью выдохнул. Ура, сессия сдана. И это был лучший результат из всего что я сдавал до того на первом курсе да и потом в последующие годы учебы.

Даже повышенную стипендию неожиданно для себя получил. А в голове крутились мысли, вот как так, всё ведь было как годом ранее. Болтался так же, на учебу особо сильно не налегал. Нельзя сказать что вообще ничего не делал и не учил, но всё было как обычно. Почему же годом ранее всё пошло не так? Где справедливость. Ведь потерян был целый год. Всего лишь некий расклад, стечение обстоятельств и при одной и той же игре, два разных результата.

Такие вот дела…А впереди были заслуженные каникулы и снова учеба, четвертый семестр, возможно более сложный или простой или такой же….

#студенчество #экзамены #сессия #керосинка #геофизика #минх и гп им.губкина #ргунг им.губкина #после армии #ссср 80-е годы

(ну что, уважаемые читатели, главный рубеж, первая сессия после большого перерыва был успешно пройден, так что на этом интрига почти что и закончилась..., ставьте лайки, если нравится, делитесь своими воспоминаниями, если есть что вспомнить...всем спасибо)