Перед речевым развитием мы должны убедиться, что у ребенка есть "фундамент". Что должно входить в этот фундамент?
- Вся сенсорная сфера: тактильная, проприоцептивная, вестибулярная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая.
- Сенсомоторное развитие: ориентация по сторонам тела, схема собственного тела сюда же, зрелость зрительных и двигательных рефлексов, умение планировать собственные движения (например, поймать движущийся предмет: мяч, машинку), постуральная стабильность (правильное положение тела во время выполнения заданий (чтобы ребёнок не сползал под стол).
- Перцептивно-моторное развитие: зрительно-моторная координация, обработка речевых и неречевых звуков на слух, пространственное восприятие (ребёнок ориентируется в пространстве и может быстро найти, где стоит шкаф, диван, стул, лампа), внимание, постуральная адаптация (при быстрой смене положения тела, ребёнок группируется), глазодвигательный контроль (ребёнок прослеживает и удерживает в поле зрения движущийся предмет).
- Познание: память, повседневное обучение (умение раздеваться, одеваться, быть любопытным, чувствовать, что хочешь в туалет, чистить зубы, умываться, складывать за собой игрушки (даже если это две-три), поведение (отсутствие полевого поведения, умение оттормаживать свои реакции (не бежать под машину, не убегать от родителей, знать слово "нельзя, стоп") - и примерно на этом этапе идёт у ребёнка возникновение речи (даже если все предыдущие этапы сформированы не в полном объёме, но в целом процессы худо-бедно работают).
- И уже в конце на основании всех этих сфер развития идут академические знания (где формируется мышление, воображение).
Если правильно оценить на каком уровне развития ребенок, то можно начинать развитие речи даже если фундамент немного "сыроват" - он "досохнет" позже и дом на этом фундаменте будет стоять долго!
Дорогие родители, специалисты ДОУ всегда готовы вам помочь, нужно только быть готовыми принять нашу помощь и выполнять рекомендации.