Найти тему
БИЗНЕС Online

Герман Дьяконов о Сергее Юшко: «Никто не думал, что он будет ректором!»

Экс-ректор КНИТУ-КХТИ в суде засыпал комплиментами своего преемника и поведал, как в вузе совмещали работу Амиров и Камалтынов

«У него было прозвище Пахарь, что называется: человек, который много работает, много делает», — говорил Герман Дьяконов о своем преемнике на ректорском посту в КНИТУ-КХТИ. В одном зале суда сегодня оказались бывший и временно отстраненный ректоры вуза: первый — уже осужденный, второй еще только ждет решения по своему делу. Дьяконов рассказал, что Юшко при нем добросовестно работал, а совмещение должностей — повсеместная практика в вузах. Первый привел в пример даже председателя Счетной палаты Алексея Кудрина. Подробнее — в материале «БИЗНЕС Online» из зала суда.

   Осужденный Герман Дьяконов прибыл в зал суда сегодня в сопровождении конвоиров и в наручниках
Осужденный Герман Дьяконов прибыл в зал суда сегодня в сопровождении конвоиров и в наручниках

Герман Дьяконов вспоминал, как Сергей Юшко пришел в КХТИ

Осужденный Герман Дьяконов прибыл в зал суда сегодня в сопровождении конвоиров и в наручниках. Хотя еще меньше недели назад он фактически спокойно мог разгуливать по городу. Как сообщил «БИЗНЕС Online» его адвокат Мидхат Курманов, в качестве поощрения экс-ректору КНИТУ-КХТИ предоставляли отпуск на 8 суток. На это время Дьяконов «выбыл» из хозотряда и проживал в собственной квартире в центре Казани. И даже, как говорится, своим ходом во время отпуска приходил в Верховный суд РТ, чтобы поддержать свою же жалобу на отказ в переводе в колонию-поселение. Но накануне допроса по делу временно отстраненного ректора Сергея Юшко Дьяконова из хозотряда перевели в камеру СИЗО — так того требуют правила. Так что скучать Герману Сергеевичу не приходится.

В суде он появился в серой вязаной кофте, рукава которой то и дело закатывал по локоть. Настроение у него было приподнятое: он даже попытался пошутить, отвечая на вопрос судьи Руфины Газизовой, что «с трудом» владеет русским языком, но, после того как судья его осекла, лицо его приобрело серьезное, вдумчивое выражение. Он лишь попросил судью говорить громче — мол, проблемы со слухом.

— Работали ли вы когда-либо в КНИТУ-КХТИ, если да, с какого по какой период и в качестве кого? — уточнила у него гособвинитель Елена Петрова.

— Всю жизнь! — не без гордости заявил Дьяконов и вкратце огласил свою биографию. — Я там учился, в 1985-м окончил, поступил в аспирантуру и до настоящего… до 2017 года [работал]. 10 лет, с 2007-го по 2017-й, работал ректором.

   Накануне допроса по делу временно отстраненного ректора Сергея Юшко (на фото) Дьяконова из хозотряда перевели в камеру СИЗО — так того требуют правила
Накануне допроса по делу временно отстраненного ректора Сергея Юшко (на фото) Дьяконова из хозотряда перевели в камеру СИЗО — так того требуют правила

По словам Дьяконова, с Юшко он познакомился в середине 90-х годов, когда «четыре друга», в числе которых был Юшко, пришли в аспирантуру КХТИ после окончания КАИ. Один из них, по фамилии Саблин, пришел в аспирантуру к Дьяконову. «Юшко был в аспирантуре на кафедре автоматизации. Так как они все между собой общались, тогда я с Сергеем и познакомился, — поведал Дьяконов. — Он был в аспирантуре, потом трудился, затем в докторантуре… Но все это было задолго до меня, мы параллельно работали. Он много разных должностей занимал с 90-х до, наверное, года 2019-го — целый спектр!» Напомним: по версии следствия, Юшко якобы с 2004-го, втершись в доверие к руководству университета, работал там в нескольких должностях, но только по бумагам. Фактически же основным его местом работы, полагает следствие, был технопарк «Идея».

Дьяконов рассказал, что Юшко напрямую ему не подчинялся: деканами и завкафедрой в университете руководят директора институтов и проректор по учебной работе. А потому Дьяконов не знает, было ли у Юшко «физическое» рабочее место, кабинет и по какой ставке тот работал. «Я всю дорогу думал, что он совместитель, поэтому [работает] на половину ставки. Какое-то время он был на полной ставке — [когда был] аспирантом, докторантом, сотрудником на кафедре. Это было до меня. Когда я пришел, по-моему, он уже являлся деканом. Я, честно говоря, даже ни разу не поинтересовался этим вопросом — на полную он ставку или на половину. Меня такие вещи не занимали», — отчеканил Дьяконов. Он предположил, что деканом Юшко стал при предыдущем ректоре, т. е. при отце Дьяконова, Сергее Германовиче.

При этом он вспомнил, что до него «пару раз» доходили замечания по работе Юшко. «Проректор по учебной работе пару раз высказывал мне недовольство, что он (Юшкоприм. ред.) недостаточно много, может быть, внимания уделяет. Я на этот вопрос отреагировал: заменил директора института, которому Юшко подчинялся. Я поставил другого человека для усиления контроля», — рассказал Дьяконов. Новым директором Института управления, автоматизации и информационных технологий (УАиИТ) стал Рустам Нургалиев, которого уже допрашивали в суде по этому делу. «Что касается непосредственно общения со мной, то он ходил на ректораты, ученые советы, серьезных нареканий по его работе у меня никогда не было», — добавил Дьяконов.

   Герман Дьяконов: «У него [Сергея Юшко] (справа) было прозвище Пахарь, что называется: человек, который много работает, много делает»
Герман Дьяконов: «У него [Сергея Юшко] (справа) было прозвище Пахарь, что называется: человек, который много работает, много делает»

Кто еще совмещал работу в вузе

Отдельный блок вопросов, адресованных Дьяконову, касался личных и профессиональных качеств Юшко. Герман Сергеевич вспомнил, что его преемник окончил аспирантуру, докторантуру, успешно защитил кандидатскую и докторскую диссертации. «У него, мне кажется, была к тому моменту степень доктора технических наук. Я помню примерно тему его научной работы: он занимался расчетами характеристик трубопроводов при перекачке газа», — сказал Дьяконов. Что интересно: до этого момента он не ответил на несколько вопросов, связанных с работой кафедры и деканата, сославшись на то, что не помнит. Однако по предыдущему ответу можно было сделать однозначный вывод, что память Германа Сергеевича пока еще не подводит.

«Очень энергичный, позитивный, работоспособный человек, — рассыпался Дьяконов в комплиментах. — Он достаточно много сделал с нуля со студенческих времен. Могу его охарактеризовать только положительно. У него было прозвище Пахарь, что называется: человек, который много работает, много делает». У преподавателей, безусловно, Юшко тоже пользовался авторитетом, добавил Дьяконов: «Он профессионал». На предыдущем допросе в суде положительную характеристику Юшко дал и помощник президента РТ Равиль Муратов.

По словам Дьяконова, Юшко «безусловно» соответствовал всем требованиям для того, чтобы быть деканом. «Более того, поскольку у него имелся очень серьезный опыт практической и даже коммерческой работы в технопарке „Идея“, он более чем кто-либо был профессионалом в данной области», — не скупился Дьяконов на эпитеты и ударился в рассуждения, смысл которых сводился к тому, что совмещение нескольких направлений только во благо. «Я вообще считаю, что единство науки, промышленности и образования — это единственно возможный способ правильного развития университетского образования. Кстати, это являлось традицией в нашем университете и не только в нашем. У нас Кудрин был деканом, если вы помните. Причем параллельно с деятельностью вице-премьера! (Алексей Кудрин был деканом факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета с июня 2011-го по май 2022 года, вице-премьером — с сентября 2007-го по сентябрь 2011-го — прим. ред.)», — усмехнулся Дьяконов.

Дьяконов знал, что Юшко занимал должность замдиректора, а позже возглавил технопарк «Идея» — они пересекались на крупных мероприятиях республиканского масштаба. Ректор был в курсе, что Юшко работает в вузе и «Идее» параллельно. «Каким-то боком она (деятельность в технопаркеприм. ред.) еще была взаимосвязана, то есть я знаю, что он привлекал студентов к работе технопарка. Пытался, по крайней мере», — сказал Дьяконов.

При этом такое совмещение должностей, по его мнению, способствовало развитию вуза. «Университет всегда заинтересован в том, чтобы привлекать людей, которые не только узким взглядом на свою специальность [смотрят], но с достаточно широким опытом и кругозором деятельности. Кроме того, какие-то студенты в технопарке участвовали [в мероприятиях], выпускники работали. Этот союз, альянс, он в любом случае позитивен», — заявил Дьяконов.

Более того, совмещение должностей для КХТИ было не в новинку — скорее это обычная практика. Он привел в пример несколько известных фамилий. Так, покойный бывший прокурор Татарстана Кафиль Амиров заведовал кафедрой, читал лекции студентам. «Для студентов это вообще [было] чудным подарком, когда генеральный прокурор республики читает им лекцию на кафедре правоведения», — сказал Дьяконов. Юрий Камалтынов, когда являлся руководителем администрации президента РТ, исполнял обязанности директора Института управления, экономики, вспоминал Дьяконов. «У нас довольно много трудилось совместителей. Скажем, директор „Татнефтехиминвестхолдинга“ Яруллин Рафинат Саматович у нас профессором работал. Профессоров вообще было очень много, которые из промышленности», — отметил он.

Адвокат Юшко Александр Погодин напомнил: того обвиняют в том, что с 2004 по 2017 год он являлся завкафедрой и деканом, но по факту не работал, а деньги получал. «Такая ситуация возможна?» — уточнил он у Дьяконова. «Невозможна! — не задумываясь ответил тот и рассудил логически: — Прямых претензий, серьезных нарушений не было, учебный процесс шел. Развитие было. Взаимодействие с технопарком было. Я не могу сказать, что работа не велась. Если бы она не велась, имели бы место серьезные нарушения. А они отсутствовали». По словам Дьяконова, если бы у Юшко были «сильно грубые нарушения», ему бы об этом доложили.

   Мидхат Курманов (слева) — адвокат Германа Дьяконова, Олег Шемаев (справа) и Александр Погодин — адвокаты Юшко
Мидхат Курманов (слева) — адвокат Германа Дьяконова, Олег Шемаев (справа) и Александр Погодин — адвокаты Юшко

«Никто не думал, что он будет ректором»

Адвокаты показали Дьяконову протоколы заседаний ученого совета с подписями по явке. Тот узнал среди них подписи Юшко. На планах работы кафедры системотехники, которой заведовал Юшко, опознал не только его подпись, но и свою. «Все планы снизу вверх подписываются», — прокомментировал Дьяконов. Т. е., по его словам, сначала свою визу ставил проректор по научной работе — это был Александр Кочнев, а затем утверждал уже ректор. Из объяснений Дьяконова следовало, что фактически он данные планы не изучал — доверял проректору.

То же самое он объяснил по поводу своей подписи на акте приемки работ по курсам повышения квалификации сотрудников КХТИ в технопарке «Идея» в конце 2013 года. Следствие полагает, что работы, за которые вуз перечислил «Идее» более 1 млн рублей, по факту стоили чуть больше 100 тыс. рублей. На акте Дьяконов узнал и подпись Юшко, а кроме нее — подпись Ильдара Абдуллина. «Я подписывал после него, значит, он все согласовал», — заявил Дьяконов. По его словам, эти курсы нужны были в соответствии с программой минобрнауки РТ, и если у вуза были бы претензии, то Дьяконову бы «сообщили». Раз претензий не имелось, он поставил свою визу. Следователь на допросе рассказал Дьяконову о показаниях Абдуллина: мол, тот рассказал, что деньги были переведены на счет левой организации и сам Дьяконов тоже принимал в этом участие. «Это полный абсурд, — отвечал Дьяконов. — Ни в какие сговоры для хищения денег я не вступал. Абдуллин являлся проректором КНИТУ, был осужден за мошенничество и своими показаниями мстит бывшим и нынешним сотрудникам, в том числе и мне, за то, что не помог избежать ему уголовной ответственности».

К слову, сам Дьяконов «показал пальцем» на Кочнева, когда следователи расспрашивали его о том, почему на ряде документов кафедры стоят подписи не Юшко, а его коллеги по соседней кафедре Рената Зарипова. «Я об этом просто ничего не знал, — напомнила судья показания Дьяконова, которые он давал еще два года назад. — Зарипов подчиняется проректору вуза, в данном случае Кочневу. Деканы подчиняются не мне, а директору института». Более того, Дьяконов признавал, что Кочнев докладывал ему о проблемах на факультете. «Кочнев мне сообщал, что Юшко занят работой в технопарке, не может полностью уделять свое время руководству факультетом информационных технологий, факультет функционирует не полностью. Я отвечал, что необходимо сохранить создавшуюся ситуацию, так как вузу выгодно, что Юшко руководит ЗАО „Идея“, для внедрения инноваций». Как уже Дьяконов объяснял, решение этой проблемы он нашел в смене директора института.

Следователь на допросе даже предположил: может быть, Юшко занимал несколько должностей, чтобы наработать стаж для будущего ректорства? «Никто не думал, что он будет ректором, — отмел этот вариант Дьяконов. — Работа [на факультете] велась. И наработка стажа — это нормально». Также не увидел он ничего криминального и в том, что Юшко не присутствовал постоянно на своем рабочем месте в вузе — мол, с развитием информационных технологий в этом просто не было необходимости.

Бывший ректор и временно отстраненный ректор КНИТУ-КХТИ находились в одном зале судебного заседания около двух часов. После того как допрос Дьяконова закончили, его увели в наручниках из зала — он не бросил ни слова в адрес Юшко.

На следующих процессах запланированы допросы оставшихся свидетелей, затем суд приступит к изучению материалов уголовного дела.