По сравнению с продукцией ремесленников соседних народов, например с расписной керамикой хананеев и филистимлян, израильская керамика кажется невзрачной и малохудожественной: евреи делали посуду не для украшения, а исключительно для практического использования.
При царе Давиде мастерство гончаров заметно возросло. Появились новые формы, ремесленники стали придавать больше значения эстетической стороне своей работы. В дальнейшем в эпоху царей гончарное дело развилось в целую индустрию с небольшими «фабриками», оптовым производством и торговыми марками.
Во времена Нового Завета много изящных изделий из керамики ввозилось в Палестину из других областей Римской империи.
Горшечники
В конце эпохи царей гончары, скорее всего, работали целыми бригадами – вместе с подмастерьями, обычно собственными сыновьями. Специально для паломников, приходивших на поклонение в Иерусалим, делались горшки, в которых во дворе Храма готовилась освященная пища.
Очевидно, в стране существовала отдельная бригада горшечников, работавших по царским заказам и изготавливавших, в частности, большие кувшины для хранения сельскохозяйственной продукции из царских поместий.
Найдены кувшины вместимостью около 45 литров со штампом на рукоятке: «Принадлежит царю». Ниже шло название одного из городов – Хеврона, Зифа, Сохо или Мемшата. Возможно, поблизости были царские виноградники или пункты сбора налогов.
Гончарная мастерская
Весь процесс изготовления керамики совершался, по-видимому, в одном месте. Гончарная мастерская располагалась рядом с удобным для пользования водоемом (ручьем или искусственным резервуаром).
В ней имелись гончарные круги, на которых глине придавали нужную форму, и печи для обжига. Во дворе дома или мастерской горшечника готовили глину. Неподалеку обязательно была свалка, куда выбрасывали разбитые или бракованные горшки.
Понравилась статья? Подписывайся на канал!