Найти тему

"Я самоучка, работаю интуитивно" - и другие причины срочно поменять преподавателя

В сферу танцевально-двигательной терапии я пришла из преподавания танцев. По прошествии нескольких лет работы с учениками я стала задаваться вопросами: «А как еще можно повлиять на эффективное развитие моих подопечных? Как я могу не только работать с технической стороной исполнения, но и с подачей, эмоциональной наполненностью движений, уверенностью в себе, устойчивостью к неудачам? Как развить индивидуальный стиль, а не быть чьей-то копией? Как научить импровизации?»

В поисках ответов на эти вопросы я пришла к изучению психологии, танцевально-двигательной психотерапии, анатомии и физиологии человека, сексологии и даже интимной гимнастики. Очевидно, что психическое и физическое здоровье очень сильно влияет на качество танцевального исполнения и развития. Сложно себе представить стабильный и адекватный рост мастерства в танцах, если ученица мучается постоянными «женскими» (и не только) проблемами, наплевательски относится к циклу и своему здоровью в целом, упивается упадническими настроениями и элементарно не верит в себя.

С течением времени у меня стали появляться ученики, готовые самостоятельно преподавать, а далее и ученики их учеников. Появился запрос не просто на обучение танцу, но и на обучение преподаванию танца. Так в 2018 году родился курс «Учитель Танцев», состоящий из 2 основных направлений: а) психоэмоциональное здоровье и развитие учеников, б) физическое здоровье и развитие учеников.

Первый принцип, которым мы руководствовались при создании курса, это НЕ НАВРЕДИ!

Потому что, если вы не понимаете, как вы можете навредить своим ученикам в физическом и психическом смысле, то навредите им намного больше, чем вы реально можете. Навыками первичной диагностики должен владеть каждый преподаватель танцев. Также необходимо знать, какие вопросы задать своим ученикам, чтобы прояснить картину состояния.

Отрывок из вводной лекции с курса "Учитель Танцев" (стенография):
"Очень многие преподаватели сталкиваются с такой ситуацией: приходит ученица, два-три месяца ходит, привыкает к нагрузке, получает более сложные элементы, развивает танцевальные навыки, а потом начинает жаловаться на какие-то боли. И вот постепенно-постепенно, месяца через четыре её нет в зале. То есть вы теряете ваших учениц и не всегда представляете почему. Не всем комфортно сознаться в том, что "…ну не знаю…я разваливаюсь, мои суставы не работают, мышцы не работают так, как могли бы». Поэтому они просто говорят "ой, знаешь, у меня там у детей проблема, учеба, работа, там дела в общем..."

Очень большой поток учеников преподаватели упускают в связи с этими моментами. Достаточно было адекватно оценить состояние ученицы, и либо где-то снять лишнюю нагрузку, либо добавить ту нагрузку, которая дала бы ей возможность быть не "развалюхой", а вполне себе гибкой и способной.

Есть расхожее мнение, мол, exotic pole dance, стрип-пластика, твёрк, хай хиллз итп – это что-то простенькое, несерьёзное, трусы на каблучках. Самый же вред начинается тогда, когда сам преподаватель так думает в глубине души. И не изучает принципы работы человеческого тела, не осознаёт тот риск, который обязательно присутствует при ошибочно выстроенных учебных процессах.

Разумеется, мы все ошибаемся. И в этом нет ничего страшного нет. Страшно не учиться. Танцевальная сфера никак не регулируется законодательно, что без специального образования тебя не допустят к телу человека. Поэтому остается только уповать на сознательность преподавателей.

Спросите у своего тренера: «А где вы обучались, у кого, какое образование?» Если в ответ на этот вопрос человек начинает дёргаться или с гордостью заявлять «я самоучка», «работаю интуитивно» итд, то мой совет – меняйте тренера. Это значит, что специалист не перенял опыт проб и ошибок у старших коллег, и все свои ошибки будет производить на вас. И далеко не факт, что эти ошибки будут как-то замечаться, анализироваться и исправляться. Не говоря уже о том, что необходимые базовые знания об анатомии, физиологии и психике человека невозможно познать интуитивно.

И еще один важный момент! В моей сфере в основном мы работаем с ученицами старше 18, а ушатать и без того ушатную взрослую женщину достаточно просто, к сожалению. После определенного возраста тело приобретает стабильную форму. Вредительством считается подход к взрослым ученикам, как будто это дети или юниоры. Поэтому опять же всегда интересуйтесь, где набирался опыта и знаний ваш тренер, преподаватель. Если говорит: «Я КМС по гимнастике» или «Я чемпионка по бальным танцам», то этого недостаточно! Вероятно, человек будет вас тянуть, как тянут юных гимнасток, нещадно давя через боль. Повторюсь, со взрослыми так нельзя! Подробнее определение категории "взрослая женщина" можно прочитать в моей первой статье.

Второй принцип, который мы хотим донести до наших студентов, — это ВСЕГДА ПРОДОЛЖАЙ УЧИТЬСЯ.

Случается, что мы прекращаем обучаться по разным причинам: нам может быть некогда, может смещаться фокус, а может быть приходит такая крамольная мысль в голову, что «я всё знаю, чему я еще могу научиться?» И это равносильно тому, чтобы встать на эскалатор, который едет вниз. Быстро или медленно, но начинается деградация. Постоянное обучение держит специалиста в топе, он востребован, он адекватен требованиям времени, он углубляет свои знания и всегда растёт.

Третий принцип, положенный в основу курса, - ЛЮБОЕ ЗНАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРИМЕНЕНО НА ПРАКТИКЕ.

Просто коллекционирование дипломов и сертификатов не имеет никакого смысла. Любое обучение должно быть опробовано как можно быстрее. Ценность курса «Учитель Танцев» будет кратно выше, если вы начнёте преподавать сразу же. Настоящим мастером своего дела становится тот специалист, который провёл в практике не менее 10.000 часов. Мы же все хотим стать истинным мастером?

Четвертый принцип – СОСТОЯНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПЕРЕДАЁТСЯ УЧЕНИКАМ.

Начиная преподавать, со временем становится понятно, что Учитель Танцев – это всегда немного психолог и немного врачеватель. Врачеватель не только тела, но и духа. Это большая ответственность.

В курсе несколько блоков: о взаимодействии и коммуникации с учениками, коллегами и начальством; о том, как вдохновлять подопечных и самому сохранить искру; о том, как в принципе важно осознать своё призвание преподавателя – передавать-отдавать. Мы передаём то, что есть у нас внутри. Если внутри нету вдохновенного творчества, а есть усталость, злоба, зависть, то на занятиях всё транслируется ученикам.

Можно отметить, что знания на курсе достаточно универсальны по жизни. Принципы выстраивания взаимоотношений с учениками, с руководством, с коллегами, применимы не только в сфере преподавания танцев.

Бывает, что ученицы-женщины приходят, находясь в крайне негативном состоянии, важно их любить и продолжать "отдавать". У преподавателя должна быть сила внутренняя, чтобы продолжать работать. Но не менее важно понимать, как протекают эти процессы, уметь отличить обычную пэмээсницу от человека, который разлагает атмосферу в коллективе.

Далее перечислю темы, которые я раскрываю на курсе «Учитель Танцев». Темы группируются в несколько ступеней курса.

1. Введение в профессию. Учитель – это статус. Особенности и отличие сферы преподавания от других профессий.

2. Базовые навыки грамотного преподавателя.

3. Принципы построения тренировок и структура занятия. Фазы тренировок.

4. Виды разминок, планирование разминки в зависимости от вида нагрузки на тренировке.

5. Виды заминок.

6. Командообразование, текучка учеников.

7. Иерархия в отношениях ученик-преподаватель-руководитель студии.

8. Распространенные конфликтные ситуации с учениками и руководством, пути их разрешения.

9. Взаимосвязь состояния преподавателя и развития ученика. Как дать рост и вдохновение.

10. Профессиональное и эмоциональное выгорание.

11. Женское здоровье в танцах и спорте.

12. Подготовка к соревнованиям.

13. Анализ протоколов и судейского состава, система тренировок, моральная подготовка.

14. Развитие личного бренда и позиционирование в соцсетях.

15. Кто твой ученик. Работа с целевой аудиторией.

16. Оплата преподавательского труда. Расчет стоимости часа группового и индивидуального занятия.

17. Развитие навыков импровизации.

18. Слушание музыки.

19. Методы танцевальной терапии для работы с группой.

Хороший преподаватель танцев всегда немного психолог и врачеватель тела и духа.
Хороший преподаватель танцев всегда немного психолог и врачеватель тела и духа.