Найти тему
Дмитрий Март

«Люди потянулись в музеи!» - говорит гендиректор Третьяковки

Оглавление

В этом году в Москве произошло долгожданное открытие — открытие нового музея «Дом Третьяковых». Экспозиция целиком посвящена знаменитым коллекционерам живописи Павлу Третьякову (1832—1898) и его младшему брату Сергея Третьякову (1834—1892). Этим старинным деревянным зданием в 1-м Голутвинском переулке знатная купеческая семья владела свыше сотни лет.

Коллаж автора
Коллаж автора

Именно здесь родились оба Третьяковы, а также их три сестры. Получив по наследству от отца крупные бумагопрядильные фабрики, все они были обеспечены стабильным доходом. Льняные изделия тогда были нарасхват. Мануфактура Третьяковых давала работу 200 тысячам человек.

Любимое хобби

Ещё в молодости братья увлеклись коллекционированием. Но если Сергей предпочитал собирать полотна европейских мастеров, то Павлу больше нравились работы местных художников.

Особенно высоко он ценил творчество Василия Перова. Меценат не только скупал его картины, но и заказывал новые. А после смерти художника организовывал памятные выставки.

Сначала все экспонаты будущей галереи Павел Третьяков хранил в своем доме в Лаврушинском переулке, а позднее, когда они перестали там помещаться, меценат решил построить отдельное здание, примыкающее к его особняку.Ровно 130 лет назад, В 1892 году, коллекция была официально подарена Москве.

Эмблемой галереи. Фото из архива "7 секретов"
Эмблемой галереи. Фото из архива "7 секретов"

Эмблемой галереи стало изображение ее фасада с рисунка знаменитого художника Виктора Васнецова. Примечательно, что сам Павел Третьяков, не желая участвовать в торжественной церемонии и выслушивать многочисленные благодарности в свой адрес, уехал на это время за границу.

К моменту смерти он стал одним из самых богатых граждан Российской империи. Наследство купца было оценено почти в 4 миллиона рублей. В ту эпоху это была астрономическая цифра.

До конца жизни почетный гражданин Москвы ежегодно пополнял городскую галерею десятками новых картин, приобретая их за свой счет. Помимо этого, меценат спонсировал художественные школы, в которых все желающие могли обучаться совершенно бесплатно.

На момент передачи Москве третьяковская коллекция насчитывала 1276 живописных работ, 471 рисунок, 10 скульптур русских художников, а также 84 картин иностранных мастеров.

Шедевр Александра Иванова. Фото из архива "7 секретов"
Шедевр Александра Иванова. Фото из архива "7 секретов"

Самой большой картиной считается “Явление Христа народу” кисти Александра Иванова. Шедевр имеет размеры 5,4 на 7,5 метра. Мастер потратил на свое творение двадцать лет жизни.

Сейчас у галереи 200 тысяч единиц хранения. Причем в 106 залах выставляется 15 процентов собрания, что можно назвать своего рода рекордом.

Обычно музеи показывают лишь 5-10 процентов единиц хранения. Однако у Третьяковки (так ее обычно называют сокращенно) огромные экспозиционные площади - свыше 35 тысяч кв. метров. Недаром ее называют ведущим музеем России.

Гендиректор в молодости. Фото из архива "7 секретов"
Гендиректор в молодости. Фото из архива "7 секретов"

Коренная рижанка

Примечательно, что Зельфира Трегулова - коренная рижанка. Она родилась 13 июня 1955 года в семье латвийских кинематографистов. Ее отец родом из Татарстана, он всю жизнь проработал кинооператором.

Родился на Украине, в Харькове, а потом поступил в Москве в знаменитый ВГИК — Всесоюзный государственный институт кинематографии. Поскольку началась война, ему пришлось сразу по окончанию вуза в 1941 году отправляться на фронт.

Дошел до Берлина. А потом даже снимал Потсдамскую конференцию, которая проходила летом 1945 года в непосредственной близости от поверженной столицы Третьего рейха.

Мама генерального директора Третьяковки родом из Киргизии. Она училась в ленинградском Институте киноинженеров, который во время войны находился в эвакуации.

Сначала работала на Алма-атинской киностудии. После войны родителей Зельфиры Трегуловой прислали в Латвийскую ССР поднимать местную киноиндустрию. Они успешно работали на Рижской киностудии.

По словам Зельфиры Исмаиловны, когда ей было 7 лет, она впервые побывала в ленинградском музее изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Эрмитаж».

До сих пор помнит сильнейшее впечатление от картины «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Тогда маленькая девочка и поняла, чем именно хочет заниматься в жизни. И после окончания рижской школы поступила в МГУ на факультет истории.

Исполосованные лица Ивана Грозного и царевича Ивана. 1913 год. Фото из архива "7 секретов"
Исполосованные лица Ивана Грозного и царевича Ивана. 1913 год. Фото из архива "7 секретов"

Многострадальный Иван Грозный

В Третьяковке находится знаменитая картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», написанную в 1883—1885 годах Иваном Репиным. Обычно ее называют "Иван Грозный убивает своего сына".

Это полотно не раз подвергалось вандализму. Так, 16 января 1913 года 29-летний сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов три раза ударил картину ножом, оставив на ней длинные порезы.

В тот день в 10.30 утра он неожиданно для всех перескочил через ограждающий барьер и закричал: «Довольно смертей, довольно крови!» Лица на полотне пришлось воссоздавать фактически заново. В полугодовой реставрации участвовал сам Иван Репин (1844-1930). Вандала признали душевнобольным.

А 25 мая 2018 года, буквально за 5 минут до окончания работы Третьяковской галереи, 37-летний безработный Игорь Подпорин из Воронежской области схватил металлическую стойку ограждения и в 20.55 вечера сделал несколько ударов по репинскому шедевру.

Разбилось толстое защитное стекло. Осколки повредили и авторскую раму. Картина была порвана в трех местах. Свои действия вандал объяснил тем, что картина является исторически недостоверной.

Якобы все было вовсе не так, как изобразил художник. После проведения психиатрической больницы Игорь Подпорин был признан вменяемым. В апреле 2019 года Замоскворецкий суд приговорил его «за порчу художественной ценности» к 2,5 годам колонии общего режима.

После нападения 25 мая 2018 года. Фото из архива "7 секретов"
После нападения 25 мая 2018 года. Фото из архива "7 секретов"

Санкции ударили по Грозному

- А где сейчас картина Репина? Говорят даже, что вы боитесь ее выставлять, опасаясь очередного нападения.

- Реставрация уже завершилась. Она заняла долгих 4 года. Мы хотели выставить картину на всеобщее обозрение как раз сейчас, осенью, но тут начались антироссийские санкции.

Дело в том, что мы решили поместить «Ивана Грозного» в специальную антивандальную капсулу. Сейчас идет работа над созданием особой ниши для нее.

Проблема в том, что в работе над бронированным коробом с антибликовым стеклом принимают участие иностранные специалисты. Свои рекомендации нам дал Айке Шмидт, директор одного из старейших музеев в Европе «Галерея Уффици» во Флоренции.

Именно по его совету закрыли древнегреческую скульптуру Венера Милосскую и «Весну» Сандро Боттичелли. Необходимое стекло для защиты Грозного мы заказали как раз в Италии. Вопрос, когда мы его получим. Увы, мы не можем ускорить процесс доставки. От нас сейчас ничего не зависит.

В начале октября открылась выставка «Дягилев. Генеральная репетиция». Фото из архива "7 секретов"
В начале октября открылась выставка «Дягилев. Генеральная репетиция». Фото из архива "7 секретов"

- Чем сейчас занимаются ваши реставраторы?

- Реставрационная работа у нас не прекращается ни на минуту. В начале октября открылась выставка «Дягилев. Генеральная репетиция», посвященная 150-летию Сергея Павловича Дягелева (1872-1929), который сделал для продвижения в мире русского искусства, наверное, больше, чем кто-либо другой. Достаточно вспомнить знаменитые «Дягелевские сезоны».

Сейчас мы приступили к не менее амбициозной задаче, чем в ходе реставрации картины Ивана Репина. В рамках приобретений, которые были сделаны за последние годы, особо отмечу фантастически красивый занавес для «Половецких плясок» Николая Рериха.

Этот гигантский задник площадью 10 на 20 метров был расписан для первого балетного сезона. Мы вывезли его из Лондона в августе прошлого года.

До сих пор не могу в это поверить. Но мы это сделали. Планируем все закончить уже через год. Тогда и выставим во время ретроспективы работ Николая Рериха.

Феноменальным успехом пользовалась экспозиция, посвященная Врубелю. Фото из архива "7 секретов"
Феноменальным успехом пользовалась экспозиция, посвященная Врубелю. Фото из архива "7 секретов"

Неимоверные очереди

- Что с посещаемостью?

- Лето было крайне успешным. Мы значительно перевыполнили план посещения. За 9 месяцев у нас побывали свыше 1,3 миллиона. Для сравнения: в прошлом году было 950 тысяч.

Я уже не говорю о всемирной пандемии. Тогда, понятное дело, был полный провал. Меня радует, что огромное количество приезжает из регионов. Очереди выстраиваются порой неимоверные.

- И это несмотря на обстановку в мире...

- В сегодняшней ситуации люди как раз инстинктивно тянутся в музеи, которые, на мой взгляд, обладают своего рода терапевтической, спасительной функцией.

Причем никого не нужно агитировать. Каждый сам все понимает и чувствует. Поэтому и хочет соприкоснуться с произведениями искусства, которые дарят сильные эмоции, заряжают жизненной энергией.

Все это помогает справиться с той непростой реальностью, которая происходит за стенами. Отмечу, что мы все время расширяемся. У нас открылись филиалы и в Калининграде, самой западной точке России, и во Владивостоке, самой восточной точке страны. В следующем году откроется филиал в Самаре.

- Какая выставка была самой успешной?

- Феноменальным успехом пользовалась экспозиция, посвященная Врубелю. За время ее работы, с 3 ноября прошлого года и по 13 марта нынешнего года, ее посетило свыше 300 тысяч.

И это с учетом 50-процентного ограничения, связанного с пандемией. Это невероятный результат. Многие побывали три-четыре раза. Да, Михаил Врубель — величайший русский художник.

С другой стороны, его творчество поистине переворачивает душу. Я сама наблюдала, как люди выходили со слезами на глазах. Это были слезы катарсиса! Я не преувеличиваю. Так все и было.

- Благодарим за беседу, желаем успехов во всем!

Читайте другие материалы автора:

Интересная выставка: «Три века русской парфюмерии»

"Москва с изнанки" Артёма Задикяна: секреты российской столицы

Исследователь рассказал, на чём стоит Москва

Интересная профессия: подземный гид Москвы

Фотограф птиц умеет скрываться

Москвич приютил совенка Тюку

Евгений Знаменский сделал более полмиллиона кадров Москвы

Может ли москвовед родиться в другом городе?