Есть такой известный парадокс, - «Корабль Тесея». Суть его в следующем. Корабль, на котором Тесей совершил свое путешествие долгое время хранился греками и постоянно ремонтировался. В какой-то момент были заменены все доски, и у философов возник резонный вопрос, — всё ли это ещё тот корабль или уже другой, новый? И если бы все заменённые доски были сохранены и из них был построен корабль, то какой из этих двух кораблей является настоящим?
Вопросы интересные, но каким же образом этот парадокс применим к Петербургу?! Да все просто. У нас тоже есть свой легендарный корабль, который претерпел значительные изменения. Да, сегодня поговорим об Авроре.
Крейсер был спущен на воду еще в 1900г. и повидал не мало. Тут и участие в русско-японской войне, и обе мировые войны и, разумеется, революция 1917г, символом которой Аврора и стала. И да, если вы считаете, что Аврора палила по Зимнему аки танки по Белому дому в 1993г., то вы сильно заблуждаетесь. Да выстрел был, но холостой, как сигнал к началу штурма.
Странно было бы предположить, что за все это время крейсер не получал повреждений и не ремонтировался. Давайте проследим историю всех изменений корабля.
Первые ремонты начались при первом серьезном выходе в 1903г. Тогда ремонту подверглась машинная установка, да и потерянный в шторм кожух гребного вала заменили. Позднее, когда Аврору включили в состав Второй Тихоокеанской эскадры её дополнительно
Усовершенствовали, добавив современные средства связи и модернизировав вооружение.
Вот только простояло все это новое вооружение не так долго. В ходе Цусимского сражения крейсер получил значительные повреждения, а часть орудий была уничтожена. Уже тогда при ремонте часть обшивки корабля была заменена.
Последствия Цусимского сражения
В 1908г. прошел первый серьезный ремонт корабля. С него сняли минные аппараты, заменили переднюю и среднюю дымовые трубы, заменили часть орудий.
Следующая замена орудий произошла в 1914г., когда в рамках подготовки к ПМВ часть 75мм орудий сменили на 152мм и добавили зенитные орудия.
Аврора примерно 1910г. После революции корабль решили переоборудовать и ввести в строй, как учебное судно. В рамках переоборудования на нем вновь сменили все орудия. Вообще история с орудиями Авроры это как слежение за игрой в наперстки, но об этом позже. Также поставили новые якоря, так как старые были потеряны в ходе мероприятий по блокировке фарватера от армии Юденича у Кронштадта. Ну и само собой поставили современные средства навигации и связи, не на старье ж учиться.
В 1933г. началась очередные капитальные ремонтные работы. Должны были заменить котлы, но не успели это сделать, потому долгое время судно стало несамоходным и выводилось на рейд на буксире.
В 1941г. с Авроры сняли часть орудий и переправили их в район Дудергофских высот, для формирования батареи. (мемориалы со станинами орудий Авроры вы можете увидеть сегодня на тех самых Дудергофских высотах).
Захваченное немцами орудие №1 батареи специального назначения «А» («Аврора»). Фото сделано немцами 11 или 12 сентября 1941 г.
Еще одно орудие было установлено на бронепоезде «Балтиец».
Писатель Лев Успенский, в годы войны бывавший на этом бронепоезде позднее писал:
«— Ну, что у вас нового на «Балтийце»? — спросил я еще перед испытанием встретившегося мне на дороге старшину с бронепоезда.
— Большие новости, товарищ полковник! — с удовольствием ответил он. — Знаете, какую нам пушку придали? С «Авроры» пушка! То самое орудие, которое в семнадцатом по Зимнему огонь вело… Вот идем ему проверочку дать….
Это было не так. В Октябрьские дни на «Авроре» стояли старые стопятидесятимиллиметровые пушки «Канэ». Перед войной, когда крейсер был сделан учебным кораблем, их заменили другими, «стотридцатками». Теперь на площадке бронепоезда, укрытое брезентами, стояло именно одно из этих новых орудий, «стотридцатка». Я знал это, и осторожно намекнул, что, может быть, все же….
— Да что вы, товарищ интендант третьего ранга! — свысока ответил мне старшина. — Это только так, слух пускают, чтобы до фрицев не дошло, какой тут у нас ценный трофей есть. Они бы как черти сюда полезли, такое орудие захватить! А наши матросики узнавали стороной: точно, то самое орудие!
Я не стал спорить; думаю, и не надо было. Воинская часть может обрастать легендами; воинской части следует обрастать легендами. И чем их больше, чем они возвышенней, тем лучше.»
Бронепоезд «Балтиец» и его командир Стукалов В. Д., 1942г.
Сам же корабль нес вахту близ Ораниенбаума и подвергался обстрелам вражеской авиации вплоть до снятия блокады с Ленинграда.
Ораниенбаум 1944г.
После войны корабль сыграл крейсер «Варяг» в одноимённом фильме. При подготовке к съемкам на Аврору поставили четвёртую трубу, палубу на нем покрыли сосновой доской, а подводную часть для герметизации залили бетоном.
Аврора в гриме.
После всего этого в 1948г. Аврора на долгие годы встала на привычное нам место рядом с Нахимовским училищем.
Годы шли, от рук многочисленных посетителей музея (которым был открыт на базе Авроры в 1956г.) и курсантов училища корабль начал ржаветь и портиться. Специальная комиссия, созванная по этому поводу, решила, что всю подводную часть надо менять. И вот тут мы подходим к наиболее интересной части повествования. Этот ремонт был масштабнейшим. Посудите сами. Всю подводную часть действительно заменили новоделом, котлы заменили макетами, внутренние помещения были реконструированы с применением новых материалов.
Красным показана граница замененной обшивки (внутренние конструкции на этом уровне сохранены), зеленым - граница подводной части, которая заменена полностью.
Да, кстати, можно сказать, что с этого момента Аврора разделилась на две. Её нижнюю часть отбуксировали в Лужскую губу, где вы можете наблюдать её остатки и посей день (вот тут 59.757500, 28.438611). Изначально остатки корпуса должны были стать волнорезом, у строящегося пирса, но что-то пошло не по плану. Разумеется, жители ближайшего поселка больше всех обрадовались такому подарку и начали растаскивать её на сувениры.
В сети ещё гуляет вот такое описание: «Части корабля, превращенные в стройматериалы, видны то тут, то там. Трапы, по которым передвигались матросы и офицеры, стали лестницами в жилых домах, металлические каркасы пошли на строительство теплиц, кое-где металлом покрыты крыши. На въезде же в деревню Дубки высится кирпичный дом с иллюминаторами, установленными вместо окон на воротах сарая и деревянного туалета», но верить ему не надо.
Остатки Авроры в Ручьях.
Последний на данный момент ремонт Авроры начался в 2014г. Он не был столь основательным, в основном все касалось электрики, систем пожаротушения и безопасности. Ну и несмотря на то, что пишут в интернетах, замечу, что внутренние помещения тоже претерпели ряд изменений. Да чего уж там, отчасти и я «приложил руку» к модернизации Авроры.
Буксировка корабля на ремонт.
И вернемся к начальному риторическому вопросу. С учетом всего что я написал выше, это всё та же Аврора или другой корабль?
Подписывайтесь на канал в телеге: https://t.me/alturistspb. Там бесплатные квесты, экскурсии и всякое прочее.