Найти тему
"Волость"

«Остаюсь, твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай»

Еще в начале нынешнего года кузбасские власти громко презентовали закон о создании северной и южной агломераций. Появление этой модели управления территориями, по их заявлению, позволит всем жителям региона жить одинаково счастливо — хоть в большом городе, хоть в самой глухой деревне. Однако обыденность, увы, не теоретические умозаключения.

Напомним, что губернатор Кузбасса Сергей Цивилев назвал новодельные агломерации «новым принципиальным подходом в развитии территорий», сопровождая этот поход в будущее следующими глубокомысленными рассуждениями:

«Наша цель, чтобы все муниципалитеты равномерно и полноценно развивались – как города, так и сельские территории. На севере и юге создаются одинаковые условия для комфортной жизни каждого кузбассовца. Мы строим и открываем школы, детские сады, больницы, ФАПы, дома культуры, спортивные площадки и культурные центры во всех территориях Кузбасса – люди здесь должны быть обеспечены всем необходимым для комфортной жизни».

С тех пор, как прозвучало это растиражированное официальными СМИ заявление, прошло немало времени. Но каких-то заметных признаков обещанной комфортной жизни население Кузбасса так и не отметило. Скорее, наоборот, люди все чаще замечают, что их прозябание со временем еще более усугубилось. Особенно часто на растущее неблагополучие стали жаловаться во все инстанции (в том числе, и самому губернатору) жители отдаленных территорий.

Обобщать сегодня не будем, а расскажем о проблемах и бедах на примере одного из провинциальных округов – Ижморского, где, по заверению Сергея Цивилева, тоже жизнь должна бы уже начать радовать местное население. Ведь создание северной агломерации состоялось. Но вот незадача: на деле жители прежде весьма спокойной и не досаждающей власть своей критикой территории с недавних пор подняли нешуточную бучу, эмоционально и в массовом порядке возмущаясь бездействием чиновников. При этом утверждая, что именно из-за них в последнее время округ на глазах гибнет. И касается, мол, это всех сфер их нынешнего существования: на корню зачахло строительства жилых домов, нет элементарного благоустройства даже в самом райцентре, на первый план вышла повальная безработица, возникли непреодолимые препятствия с оказанием даже первичной медицинской помощи…

Заметим, обо всем этом жители Ижморского округа ранее писали главе территории Александру Малышко, упрекая в том, что из-за лично его наплевательского отношения к своим обязанностям жизнь населения стала и вовсе невероятно трудной. А некоторые даже предлагали ему добровольно покинуть свой пост. Но этот этап уже пройден, теперь свои обращения они массово адресуют Сергею Цивилеву (пока тоже безрезультатно) — размещают их на платформе «Кузбасс-онлайн», а также в группах соцсетей. Приведем, как пример, лишь некоторые пригодные для печати цитаты из имеющихся воплей о помощи, которыми неравнодушный люд оценивает происходящее в округе:

«У нас в Ижморском было всё. Сейчас всё развалили, разграбили. Колхозы какие были замечательные. У всех была работа. А сейчас только пилорамы, хотя скоро и их не будет, лес весь выпилили…».

Некоторых ижморцев беспокоит предположение, подкрепляемое регулярно расползающимися слухами, что беспросветность эта не случайна: возможно, их округ с благословения региональных и местных властей скоро совсем ликвидируется. Не исключено, что его могут присоединить к соседнему Яйскому (как уже было много лет назад — в советские годы), а то и вовсе к Анжеро-Судженску, из-за чего жизнь населения преимущественно сельскохозяйственной территории станет еще более сложной.

«Наш район уже много лет участвует в какой-то программе по ликвидации самого района. У нас было всё: и сельхозтехника, и межколхозстрой, и больница со всеми отделениями и роддомом, сельхозхимия, замечательный общепит и кафе, и даже лыжная фабрика… И всё это кому-то очень мешало», – с горечью вспоминает Наталья Кулигина.

-2

Ижморцы рассказывают, что за медпомощью они вынуждены нынче ехать в город, за продуктами – в Яйский округ или в Анжеро-Судженск, чтобы отдохнуть, погулять по чистым улицам или паркам – снова приходится отправляться за пределы родной территории. Потому что все эти элементарные вроде бы блага в родном муниципалитете отсутствуют. Дороги стали непроходимыми и непроезжими, улицы заросли некошеными травами, торговые сети в отличие от соседних территорий не открываются. Даже с водоснабжением в самом центре поселка возникла неразрешимая проблема: «аборигены» утверждают, что администрация уже длительное время не может (не хочет?) отремонтировать единственную водоколонку:

«Сейчас для того, чтобы набрать воды из этой колонки, человек должен встать на колени, опустить руку в яму, достать оттуда железную цепь со шлангом и только потом открыть кран и набрать воды… Очень многие жители пользуются этой колонкой. Бабушки приходят по 80-85 лет… У нас не у каждого в доме есть центральный водопровод, — как бы поясняют ижморцы нюансы своего быта несведущим, — многие носят воду по старинке».

-3

Тем не менее, чувство юмора здесь сохранили. Утверждают, что могли бы всем миром встать на колени, но только не перед неисправной водоколонкой, а в местном церкви, чтобы попросить помощи у Всевышнего в разрешении своих бед, а также вразумить на добрые дела главу округа, его замов и прочую знать. Но и тут проблема: расположенный рядом со зданием администрации храм, который давно уже должен бы радовать прихожан, строится больше 20 лет, и об окончании работ на нем, похоже, даже не помышляют.

Такая вот в глубинке «комфортная жизнь». Хоть диверсификацию внедряй, хоть агломерации создавай – ничего не помогает. Видимо, все-таки народ наш какой-то неправильный.

Сергей Маринин