Сейчас нахожусь в Ташкенте. Снова столкнулся с необходимостью объяснять, что процесс обучения вину, это как раз то, чем я занимаюсь последние 11 лет, не то же самое, что рассказать о вине слушателям, стоя у проектора.
Ключевые параметры обучения вину
Первое, и наверное самое важное - выработка навыка. Навык читать этикетку, навык дегустации вина, навык описания вина, навык открытия вина, навык понимания продукта.
Навык не формируется сам по себе благодаря прослушиванию и запоминанию информации. Его нужно четко отделять от банального "получения информации", его формирование происходит во времени: в повторении, проговаривании, действиях руками. Возможно ли в рамках одного семинара выработать навык описания вина? - нет!
Другой ключевой параметр - информация должна быть применима. Коллекционирование знания не приводит ни к чему, кроме разочарования. Это форма интеллектуального онанизма. Водитель учится жать на тормоз, чтобы остановить автомобиль. Нет смысла учить виноградники Монголии, если в обозримом будущем не будешь их пить или торговать ими. Но нужно ли изучать технологии производства вина, если ты никогда не станешь виноделом - да, потому что понимание этого механизма приводит к пониманию появления тех или иных ароматов в вине. Применимость информации ведет к выработке навыка. Именно поэтому, я категорически против конкурсов сомелье.
Школы сомелье, лектории и онлайн-образование
В своей ранней статье я уже писал, что нельзя называть "школой" лекторий, где принято просто читать семинары, где нет методики, системы, обратной связи и проработки полученного знания.
Точно такие же претензии у меня были и по отношению к онлайн-образованию. Однако, на данный момент моя точка зрения меняется и я думаю. что все же можно выработать методику обучения сомелье и дегустаторов в отрыве от прямого контакта с преподавателем.