Выдающихся картин русских художников много, выбрать семь из них самых-самых непросто и в любом случае подобный выбор будет отличаться некоторой субъективностью. «Кто любит попа, а кто попадью» — гласит русская пошловатая поговорка. Но на то и рейтинги, чтобы вызывать споры — пишите в комментариях, достаточно ли объективный был выбор и какие ещё картины вы бы включили в него.
1. Демон сидящий Михаила Врубеля.
Михаил Врубель писал легко и непринужденно, он был человеком безграничного художественного таланта и немалых странностей. Подробнее о них можете прочитать в статье по ссылке.
В творчестве Врубель был новатором, театральный художник Сергей Судейкин впоследствии писал: «В 1906 году Дягилев привёз 700 картин и прочих произведений русского искусства на осенний художественный салон в Париже. Под картины и роспись Врубеля отвели целый зал и туда постоянно ходил низенький коренастый человек, который часами рассматривал его работы. Это был сам великий Пабло Пикассо. Именно от Врубеля пошло всё современное искусство, весь этот кубизм и супрематизм. Он был началом начал, другие художники просто подглядели и развили в своих полотнах его идеи».
Впрочем, Судейкин несколько утрировал действительность и роль Врубеля в формировании современного искусства. Всё-таки Пикассо сам по себе великий художник, ему не нужно было копировать что-то у других, его таланта хватало, чтобы придумать гениальные вещи и самому. Да и для кубизма были другие источники вдохновения. Но вот закончил своих знаменитых «Авиньонских девиц» Пикассо в 1907 году, а до этого 9 лет работал над этой картиной, создавая множество набросков, ища свой стиль и пытаясь придумать что-то новое в искусстве.
2. Алексей Саврасов. Грачи прилетели.
Картина, особенно крепко нелюбимая школьниками так как по ней заставляли писать сочинение. Но впоследствии мнение у многих переменилось — уж слишком хорошо и достоверно всё Саврасов написал, художнику удалось идеально передать атмосферу того времени года, «когда с земли ещё не сошёл снег, но в душу уже просится весна». Возможно, грачи прилетели — лучший русский пейзаж, вершина этого жанра, повторить который можно, но вот превзойти вряд ли. Главное в этой картине — ощущение новой надежды на лучшее после бесконечно долгой и холодной зимы, а грачи являются вестниками этой надежды.
3. Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре.
Когда Куинджи написал эту картину, он понял — получился шедевр. Впрочем, на то Куинджи и рассчитывал — он много времени провёл за особым подбором красок, в них добавлял люминесцирующие вещества — для XIX века это было невиданное новшество. Для своей картины Куинджи организовал специальную выставку, посетители входили в полутёмный зал и замерли в удивлении — казалось невозможно передать подобное свечение луны и удивительной красоты лунную дорожку, они словно бы видели Днепр в живую, так, как если бы сами оказались на берегу. Подобного эффекта присутствия не добивался ни один художник.
Великий князь Константин Константинович спросил у Куинджи, продаёт ли он эту картину. Но тот, сделав вид, что князя не узнал, ответил: «она очень дорогая, вряд ли у вас хватит на неё денег». Денег у великого князя хватило — Куинджи получил за неё 5 тыс. рублей. Но вот со временем краски потускнели, картина уже не казалась безоговорочным шедевром, каким её представляли современники. Впрочем, сам Куинджи написал и несколько авторских копий, оригинал хранится в Русском музее, а копия — в Третьяковке.
4. Иван Крамской. Неизвестная.
Картина, которую знают и помнят почти все, у неё даже есть своё народное название — «незнакомка». А это и есть признание народной любви и известности — ласковые прозвища мы даём только тому, кого любим. В ней сочетается загадка, виртуозное исполнение, красота, идеально выстроенная композиция и даже некоторая скандальность. Подробнее о том, почему современники считали эту картину «неприличной» и кто на самом деле изображён на ней, можете прочитать по ссылке.
5. Василий Пукирёв. Неравный брак.
Главное полотно художника, по которому его в основном и знают. В нём отразилась личная трагедия самого Пукирёва, возможно, потому оно получилось таким замечательным и выразительным. Художнику удалось совместить в нём мистику, человеческую трагедию, своё отношение к этим бракам, упрёк обществу за допущение подобного положения дел. Картина всколыхнула русское общество, после её написания в 1862 году уважающие себя пожилые джентльмены отказывались жениться на чересчур молоденьких девушках.
Как известно, Пукирёв хотел жениться на девушке, ставшей прототипом невесты на этой картине. Подробнее о том, кто была эта девушка, как сложилась её судьба и почему на полотне изображены три женщины в подвенечных венках, можете прочитать по ссылке.
6. Андрей Рублёв. Троица.
«Есть Троица Рублёва, следовательно, есть Бог» — писал священник, учёный, философ и поэт Павел Флорентийский. Глядя на эту икону даже неверующий человек видит не только выдающиеся художественное мастерство Рублёва, но и воочию представляет как могли бы выглядеть ангелы, изображённые на ней, понять и почувствовать их присутствие в этом мире.
7. Зинаида Серебрякова. За туалетом. Автопортрет
Революция 1917 года перечеркнула судьбу Зинаиды Серебряковой до и после. Нищенское существование, когда не хватало даже денег на хлеб, вынужденная эмиграция, одиночество в Париже — всё это будет позже, а пока в имении Нескучном Серебрякова молода и счастлива, недавно вышла замуж за своего двоюродного брата, стоит перед зеркалом и наслаждается каждой минутой своей жизни. И картина под стать настроению художницы нарисована в ярких, праздничных тонах, в ней несмотря на наличие зеркала, всевозможных свечей, ароматических зелий и булавок нет ни намёка на тоску и мистику. Хотите увидеть квинтэссенцию женского счастья — автопортрет Серебряковой перед зеркалом лучшая тому иллюстрация.
Большой выбор картин, фотографии, графики и товаров от handmade мастеров на artalebrio.com. Приглашаем все любителей и ценителей прекрасного на арт ярмарку в ARTPLAY 19-20 ноября "АРТ и точка"
Подписывай на нас в соц. сетях
Дзен, VK, Tg, OK, Youtube, FB, ig
автор статьи для artAlebrio.com Михаил Федорин