Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков заявил, что объем не вывезенных по железной дороге грузов в восточном направлении за период с января по сентябрь составил 80 млн тонн, из-за чего грузоотправители РФ потеряли порядка 1,5 трлн руб. выручки.
В интервью газете «Ведомости» министр отметил, что трудности с вывозом грузов на так называемом Восточном полигоне, а также в дальневосточных портах «усугубляют перегруженность железных дорог» углем.
Чекунков объяснил, что необходимость вывоза больших объемов угля создает проблемы для транзита и экспорта более прибыльных товаров: металлов, удобрений, древесины.
До закрытия европейского рынка эти грузы везли через южные и западные порты. По словам Чекункова, автодороги и речной транспорт не могут стать альтернативным решением проблемы, а железная дорога, считает глава Минвостокразвития, не справится с вывозом всего объема грузов на восток.
«Единственный способ «вытащить» экспорт из европейской части РФ в Азию – «раскатать» Севморпуть (СМП)», – указал он.
При этом министр подчеркнул, что этим способом можно будет воспользоваться только при реализации планов по строительству ледоколов и судов ледового класса, создания аварийно-спасательной, гидрометеорологической и другой инфраструктуры.
Ранее вице-премьер – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев указывал, что в результате разворота транспортных потоков на Дальний Восток резко повысились требования к срокам модернизации Восточного полигона. Вся продукция, которую в России создают экспортоориентированные предприятия, устремилась к тем странам, с которыми продолжается экономическое сотрудничество.
Трутнев уточнил, что объем не перевезенных по БАМу и Транссибу грузов в прошлом году составил 70 млн тонн. В текущем году при необходимых 258 млн тонн прогнозируемый объем неперевезенных грузов может составить 100 млн тонн.
Чтобы хоть как-то разгрузить дальневосточные порты, РЖД ввела скидку 20,7% на внутрироссийские и импортные перевозки груженых контейнеров в полувагонах с любой станции Дальневосточной железной дороги. Также РЖД приступила на восточном полигоне к опытным отправкам поездов массой до 14 200 тонн. Это в два раза больше, чем заложено целями первого этапа проекта развития БАМа и Транссиба (7 100 тонн). А до его реализации норма и вовсе не превышала 6 000 – 6 300 тонн.
«Увеличение длины и массы составов позволяет по максимуму задействовать ресурсы восточного полигона, в дополнение к мощностям, которые прирастают за счет стройки», – заявляли в РЖД.