Дэвид Литч, которого мне так и хочется спутать с Дэвидом Линчем, начал свою режиссерскую карьеру в 2014 году. Именно он вместе с Чадом Стахелски вернул из пепла Киану Ривза, сняв классный боевик "Джон Уик". На западе этот фильм получил признание и хорошо проявил себя в прокате, так что карьера всех задействованных пошла в гору. К сиквелу в 2017 вернулся только Стахелски, а Дэвид Литч предпочел снимать "Взрывную блондинку", которая такого фурора уже не возымела. В 2018 Дэвид Литч сменил Тима Миллера на постановке "Дэдпула 2", который собрал неприлично много денег. Это позволило режиссеры проникнуть в 200-млн блокбастеры, первым из которых стал не самый выдающийся спин-офф про Хоббса и Шоу из серии "Форсаж". В 2022 году режиссер вновь вернулся к кровавым комедийный боевикам с рейтингом R - летом вышел "Быстрее пули" с Брэдом Питтом, получившись отличные оценки на зрительских ресурсах. По такому поводу я решил расставить все фильмы режиссера от худшего к лучшему, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино - КиноПоиск, IMDb, Rotten Tomatoes и Metacritica. Последние два - сайты критиков, которые часто недооценивают или переоценивают фильмы, так что формула расчета будет выглядеть так: (КП+IMDb+(RT+M)/2)/3
6. Форсаж: Хоббс и Шоу (2019), (63+65+(68+60)/2)/3=64.0
Франшиза «Форсаж» уже довольно давно ассоциируется у многих с идиотией без физики, что-то втирающей про важность семьи. Дуэйн Джонсон прописался во франшизе к пятому фильму, а Джейсон Стэйтем — к седьмому (сцена после титров в шестой части не считается). И когда оба громилы еще не прописались еще и в продюсеры серии, то еще старались сохранять остатки самоиронии и не показывать свои суровые рожи максимально суровыми. К восьмой части все уже двигалось по наклонной, и персонажи стали терять свою человечность, но так как в этом фильме снимался и Вин Дизель, то палку парочка старалась не перегибать. В собственном спин-оффе их уже никто не мог остановить. Весь фильм каждый из дуэта строил из себя непрошибаемую гору (или скалу) мускул, которой нипочем ни взрыв, ни автоматы, ничего. И хотя кино вроде как старается язвить, но все скатывается в банальное: «Тупая». «Сам тупой». Герои проходят легко и просто через все передряги, при этом как бы подкалывая друг друга, типа комедию тут разыгрывают. Но я сейчас скажу страшное: мне хотелось это кино посмотреть, хотя до похода в кинотеатр дело не доросло. Насколько бы ни была ущербна восьмая часть, но не могу не признать, что дуэт Стэйтема и Скалы был единственным, что мне там понравилось (а еще я почему-то неиронично обожаю Декарда Шоу). Я надеялся, что с таким настроем получится даже неплохой развлекательный фильм, но нет, все это просто позерство чистой воды. Ну и добивает дело то, что экшен тоже поставлен из рук вон плохо. Как бы плохо я не относился к последним номерным частям, но по крайней мере годный экшен, по большей части снятый вживую, они могли предоставить. В «Хоббс и Шоу» уже чуть ли не все снято на зеленке, а финальный замес с семейкой Джонсона кажется просто насмешкой. Из плюсов я могу выделить парочку едких фраз из уст Декарда, неплохую сцену, где главный злодей на мотоцикле пролетает под автобусом, камео Райана Рейнольдса и, пожалуй, всё. Пусть спин-офф все же лучше двух последних номерных частей, но до звания хорошего фильма ему явно далеко.
5. Быстрее пули (2022), (77+74+(53+49)/2)/3=67.33
В 2022 году было очень мало действительно крутых комедийных экшен-боевиков. Все эти марвеловские комедии настолько заполонили Голливуд, что простые фильмы вроде «Быстрее пули» становятся настоящей отдушиной. Причем критики постоянно пищат от восторга при выходе любого фильма КВМ, но при этом сместили в серую зону этот фильм (да и в карьере Дэвида Литча это самые слабые баллы от критиков, что откровенная чушь). Я же «Быстрее пули» очень ждал — все-таки Брэд Питт, Аарон-Тейлор Джонсон, Сандра Буллок в 90-миллионном комедийном боевике с рейтингом R. И фильм мне действительно понравился примерно во всем. Во-первых, меня очень удивило, что все персонажи просто суперхаризматичны. Нет такого героя, который тянул бы одеяло на себя. В фильме много сюжетных веток, каждая из которых написана, сыграна и поставлена просто отменно. Брэд Питт, который позиционируется основным, я бы не сказал, что получил очень много хронометража. Его персонаж в фильме мелькает часто, но частенько быстро сваливает, передавая полномочия Джонсону, Джои Кинг и т. д. Вот есть такие фильмы, которые разделены на две сюжетные линии, где одна чересчур интересна, а другая неплоха, но скорей бы закончилась. В случае с «Быстрее пули» все иначе — здесь каждая линия вызывает интерес и заставляет досмотреть кино до конца. Персонажи — это просто что-то волшебное. Уже давно я не видел таких многогранных героев, которых объединяет отличная мотивация, отыгрыш, свой стиль, а также выверенный характер. Просто диву даешься, насколько каждый из них харизматичен и неповторим. Ну и про озвучку. В этот раз я не решился испортить себе впечатление пираткой с ужасным переводом, а дождался цифрового релиза, даже умудрившись посмотреть фильм в озвучке Red Head Sound. И уж не думал, что возможно заменить Всеволода Кузнецова, но Юрий Деркач (который второй официальный голос Брэда Питта) в этой роли даже чуть более органичен. Его особый говор в купе с блестящими фразами персонажа делают даже простые реплики очень смешными. Ну и про юмор. Это, без сомнений, одна из лучших комедий года. Я смеялся регулярно, что со мной случается очень редко. Даже удивительно, что к этому фильму писал сценарий режиссер второго «Дэдпула», потому что здесь до невероятия много остроумных диалогов, неожиданных поворотов и чеховских ружей. Экшен тоже смотрится на уровне. Иногда графена много, но все это окупает с лихвой постановка и визуал. Со стороны режиссуры же это однозначно лучший фильм Литча. Настолько божественной постановки, операторской работы я не видел давно. За счет режиссера даже типичные и карикатурные шутки выглядят очень весело. Камера летает просто повсюду. Фильм ну ни разу не скучный. Здесь настолько насыщенное действие и классный монтаж с персонажами, что от происходящего не оторваться. Единственный недостаток — мне не совсем понравилось, как слили многих героев, но сам факт того, что по итогу не все из них выжили, сильно удивляет. В целом же фильм мне очень понравился — определенно один из лучших в этом году, 8 из 10.
4. Взрывная блондинка (2017), (65+67+(79+63)/2)/3=67.66
К своему второму боевику, Дэвиду Литчу, выдали уже 30 млн бюджета, а также целую гору из прекрасного каста, куда вошли Шарлиз Терон, Джеймс Макэвой, Джон Гудман, Билл Скарсгард, Тоби Джонс и Эдди Марсан. Сюжет, конечно, если вы русскоговорящий зритель, попахивал клюквой, но когда это не вызывало искреннюю улыбку? Фильм снова получил хорошую критику и окупился, но получил довольно средние отзывы от зрителей. Мне же хотелось бы начать с плюсов. Визуальная составляющая и режиссура стали немного лучше. Появился неон, который сделал «Блондинку» красивым фильмом. Экшен же и близко не подобрался к «Уику», но из-за одной сцены был терпимым. Речь идет о сцене ближе к концу, где минут 7 камера следила за героями без всякого монтажа и склеек. Обычно какие-нибудь схожие боевики такие сцены снимают просто терпимо (как в случае с «Пассажиром», где было красиво, но не очень зрелищно), но в «Взрывной блондинке» эта сцена за счет сложного окружения смотрится прям сложно и дорого-богато. В остальном же экшен чисто номинальный. Он просто есть для того, чтобы это все считалось боевиком. Терон пару раз выставит пистолет к камере и кого-то убьет. Шпионская составляющая оставляет желать лучшего. Главная героиня постоянно вступает с кем-нибудь в конфликт, потом ее обыгрывают, чтобы затем узнать, что это она всех переиграла. Вообще, я удивлен, что при настолько насыщенном сюжете картина показывает ровным счетом ничего, еще и очень скучно. «Джон Уик» и «Быстрее пули» смотрелись на одном дыхании, второй «Дэдпул» смотрел в этом направлении, но вот «Взрывная блондинка» от начала и до конца смотрится очень скучно. Хотя в фильме недурный визуал, но режиссер настолько зациклился на эстетически приятном неоне, что будто бы уповает на него, как Вильнёв это делал со своим «Бегущим 2049». На мой взгляд, из «Блондинки» получился шаблонный и клюквенный недобоевик, где кроме неплохого визуала и той сцены нет ничего хорошего, 4 из 10.
3. Джон Уик (2014), (69+74+(86+68)/2)/3=73.33
Пусть у нас всю трилогию не очень чтят, но зато на Западе все три фильма считаются эталоном в своем жанре. При этом из всей трилогии многие почему-то считают именно оригинальный фильм худшим. Я не против сиквелов, но вот именно первая часть меня очень сильно поразила. Джон мне очень понравился, хотя, казалось бы, отставной убийца на своей пенсии, но вот его трагедия оказалась триггером его возвращения. Без своей жены Уик буквально потерял смысл своей жизни, но почившая успела подарить мужику щенка, ради которого он продолжил свое существование. Но внезапно щенка этого убивает наглый паренек из мафии, из-за чего Уик вновь встает на этот скользкий путь и вытворяет почти час дикого экшена. Экшен же в фильме получился очень классным и изобретательным при своем мизерном бюджете, но больше всего меня поразила именно вот эта отличная идея и нетипичная мотивация для мести. Это был действительно шикарный боевик с налетом драмы, который еще и собрал вволю, так что на сиквелы был обречен.
2. Каскадёры (2024), (72+71+(82+73)/2)/3=73.5
Вот и вышел мой самый ожидаемый фильм года, который на стадии промо казался просто волшебным — авантюрная комедия с Гослингом про любовь и немного кино. Я, к сожалению, видел трейлер, который пусть был и крут, но спойлерил слишком много разных сюжетных поворотов. Так что я ожидал максимально предсказуемый, но в целом приятный просмотр. Как оказалось, Дэвид Литч снова прыгнул выше головы, создав прекрасный комедийный экшен-аттракцион. «Каскадёров» как будто бы специально для меня делали. В центре сюжета — любовная история между двумя симпапульками, всё это сопровождает шикарный визуал с цветастым и классным экшеном, а также весь сюжет держится вокруг производства фильма. Тут в меня попали со всех сторон. Эмили Блант и Райан Гослинг — кайф. Оба актёра офигенно харизматичные, химия у их персонажей в наличии. Среди второстепенных мне больше всего зашёл Уинстон Дьюк, который только и говорил разными цитатами из фильмов. Да и Аарон Тейлор-Джонсон снова затмил собой на второстепенной роли. Кстати, рекомендую смотреть в дубляже Red Head Sound, появившийся как раз сегодня. Даниил Щебланов за Гослинга просто божественен. Остальные актёры тоже очень хороши. Также в очередной раз убеждаюсь, что Дэвид Литч — один из самых гениальных режиссёров летних блокбастеров. И если раньше в его работах очень хромал сценарий, а режиссура была топ, то сейчас постановщик перешёл на комедийные боевики, так что шпарит офигенные вещи вроде «Быстрее пули» и немножечко «Дедпула 2». У «Каскадёров» всё так же слишком в порядке с визуалом, экшеном и постановкой. Всё выглядит свежо, интересно и максимально сочно. Каждая экшен-сцена выглядит в разы зрелищнее и захватывающе всех последних 200-миллионников, потому что есть персонажи, стиль, грамотное совмещение натуры и графики и офигенное чутьё режиссёра. Литч вот прям умеет создавать экшен-произведение искусства. «Быстрее пули», наверное, за счёт кровищи и 18+ был позрелищнее, но и «Каскадёрам» есть что показать. С юмором у картины также плотный порядок. Я смеялся раз 15, что для скверного меня очень и очень много. Плюс я обожаю сценарии фильмов Литча не только за офигенные шутки, но и за грамотное вплетение разных удочек и намёков на финал. В «Каскадёрах» ничего не берётся с потолка, так как чуть ли не каждое своё умение персонажи обговаривают или демонстрируют до. Я удочек 5 заметил только при первом просмотре — сколько же там подобных пасхалок в итоге? За единственный минус можно посчитать только всё-таки определённую предсказуемость. Кино в этом плане очень простое, оно следует весьма банальным шаблонам, однако почему бы и нет? Пусть в «Каскадёрах» и нет умопомрачительного сюжета, однако фильм даёт сполна эмоций, которые окупают всю шаблонность. В целом «Каскадёры» показались мне отличным комедийно-романтическим боевиком. В этот раз даже нет желания брюзжать по поводу каких-то недостатков. Пока что эта лента кажется мне лучшей в году, потому что очень уж хорошо заряжает на хорошее настроение.
1. Дэдпул 2 (2018), (74+77+(84+66)/2)/3=75.33
После невероятного успеха оригинального “Дэдпула” дело сразу же запахло франшизой. Скороспелый сиквел заехал в кинотеатры всего через два года после первой части. Судя по баллу, кино в целом всем понравилось, но уровня революции в жанре, как в 2016, явно не случилось. Но мне сиквел понравился больше. Казус в том, что я не люблю первый фильм. Несмотря на что-то там революционное, я разглядел в “Дэдпуле” только шаблонный сюжет, кучу компьютерной графики и кучу низкопробного юмора. Сам Дэдпул вроде как хочет показать, что он интересен, но его образ раздражает неопределённостью. Во флэшбеках это типичный персонаж из второсортных комедийных сериалов, а настоящее это конченный пошлый псих. Ещё экшен был дешёвым и очень компьютерным. В сиквеле же бюджет вырос в два раза, так что он должен был стать качественнее, но считают так немногие, а я в их числе. В целом оба фильма очень похожи, но сиквел исправил многие дурацкие моменты из оригинала. Во-первых, сюжет не стибрили из разного рода сольных фильмов про суперов, его стибрили из “Петли времени”. Ушла та самая наивность оригинала, вместе с ней ушло и большинство клише. Девушку главного героя убивают буквально сразу же, что явно стало неожиданностью. Сюжет стал более цельным и представлял из себя неплохое приключение между двумя похожими персонажами. Наконец сошла на нет и откровенно дешёвая клоунада. Вместо невпопад сказанной фразы “А я утюг дома выключил?” в фильме были более продуманные и подходящие контексту шутки. Ну и экшен тоже стал на порядок лучше. Конечно, он все ещё не идеален, но не настолько посредственный, как в оригинале. Да и весёлого экшена было предостаточно. Крут был как Кейбл, так и все сцены с Домино, так и с самим Дэдпулом. На мой взгляд, сиквел превосходит оригинал примерно во всем. Здесь гораздо больше интересных персонажей, больше годных шуток, больше крутого экшена, создатели умудрились впихнуть даже какой-никакой посыл. Конечно, “Дэдпул 2” далеко не идеален, но было весело, 6,5 из 10.
Подводя итог, можно сказать, что в целом мне очень нравится визуальный стиль режиссера. "Джон Уик" в силу бюджета не показал каких-то очень крутых визуальный решений, но пытался этому соответствовать. "Взрывная блондинка", пусть со сценарием там большие проблемы, в неоновом цвете выглядит шикарно. "Дэдпул 2" с Хоббсом и Шоу уже скорее вещи студийные, но что-то визуально годное и там местами поглядывается. А вот "Быстрее пули" - это просто вышка со стороны визуала. Касательно качества работ все 50 на 50. Спин-офф "Форсажа" и Блондинка мне не понравились, Уик и "Быстрее пули" да и ещё раз да, а вот сиквел "Дэдпула" скорее нейтральный. Шестого фильма постановщика долго ждать не придётся. Съёмки "The Fall guy" с Райан Гослингом идут полным ходом, а обещает заехать в кинотеатры в 2024. Пока что боятся нечего - выглядит проект перспективно. Следующее От худшего к лучшему будет по франшизе "Хэллоуин".