1. «Захарова жестко размазала Запад за Европейские привилегии!»
2. Это заголовок одного из роликов YouTube. Люди вроде бы русские совершенно не понимают, насколько они несуразны в своей риторике.
Заметьте, всякий литературный образ, всякая метафора, всякое иносказание, всякий символ обязаны сохранять связь с теми предметами, состояниями и процессами, которые именуются в построяемой фразе, иначе они окажутся произвольно нелепы, как «мандрагоры имманентные», что «зашуршали в камышах».
Так что если вы говорите «Это произошло на моих глазах», то гипербола ваша оправдана лишь тем, что событие свершилось недалеко от вас и вы видели всё свершившееся отчётливо. Это именно гипербола, ибо по вашим глазным яблокам ничего не елозило, как танк по по влажному полю, но всё произошло достаточно близко, так что вы не могли ошибиться, и зрение вас не подвело.
Вы можете сказать иначе: «Я видел всё своими глазами». И это опять будет литературный троп, ведь чужими глазами видеть невозможно… А поскольку всегда можно видеть только своими глазами, то выражение «видеть своими глазами» есть плеоназм, некая избыточность: водяная вода, деревянное дерево, собачья собака… Но даже эта избыточность порой уместна. Избыточностью подчёркивается, что вы могли бы в другой раз встать на иную точку зрения и посмотреть на событие хотя и всё равно своими глазами, но с позиции другого человека. И потому то, как видит событие другой человек, вам может быть до некоторой степени знакомо хотя бы по условиям созерцания.
3. Но если вы скажете «Своими глазами принюхался» или «Мои уши видят тебя», то вы уже путаете органы чувств и их функциональное назначение. Но даже и в этих случаях перемешивания органа восприятия и специфической его функции можно добиться литературно удовлетворительного эффекта, если думать над построением метафоры, а не валить всё в кучу и не утаптывать все случайные слова до единой плотности. «Зайдя в комнату и окинув её взором, я невольно принюхался даже глазами к тамошней атмосфере. Глаза резало, так там было накурено».
4. А теперь обратимся к смыслу предложенного заголовка в его текстуальной непосредственности и заботливой авторской неприкосновенности.
«Захарова жестко размазала Запад за Европейские привилегии!»
О чём здесь говорится? О том, что некая Захарова взяла Запад, зашла с ним за некие Европейские привилегии и там этот Запад жестко размазала. Именно жестко, а не жестоко и не жёстко. Вероятно по пути она этот Запад разминала ручищами своими могучими, чтобы Запад размяк и легче мазался. И так приуготовив Запад, Захарова уже жестко и беспощадно то ли к Западу, то ли к Европейским привилегиям, то ли к самой себе размазала вышеуказанный Запад. При этом осталось неясным, досталось ли от Захаровой что-либо Европейским привилегиям или вся энергия мазания Захаровой была сконцентрирована исключительно на Западе.
Европейские привилегии можно мыслить как стену, на тыльной стороне которой Запад был размазан Захаровой то ли непосредственно руками, то ли кельмой и мастихином.
Но можно их же мыслить как цену, уплаченную за работу Захаровой. «У вас в Европе такие и такие привилегии? Всё с вами понятно. Держите вот Запад, я его размазала! Можете скатать его в трубочку, а куда её засунуть, я подскажу за отдельную плату. Всегда готовая к сотрудничеству и творческому общению ваша Захарова».
5. Разумеется, я до некоторой степени спасаю текст заголовка, помещая его в такой литературный контекст, в котором даже этот нелепый смысл начинает литературно светиться и посверкивать. У реального автора ролика нет ни таких литературных способностей, ни ума осмыслить, что же у него в конце концов получилось в качестве заголовка. Всё стремление автора состояло лишь в том, чтобы соединить несколько слов позабористее, то есть годных для письма на заборе.
И этот вульгарный, лихорадочно неграмотный патриот России, разумеется, пользуется сетевым успехом, ибо орава почитателей, ещё более неграмотных чем он, всегда удовлетворится топорной работой мысли, дополняя её своим неумытым непониманием. Лишь бы был нашим, лишь бы показал на руке патриотические зарубки, знаки единой с нами судьбы. А остальное — такая ерунда, что о ней и говорить не стоит!
2022.10.19.