– Знаю, что избежать этой темы мне не удастся, так как она в календарном плане. Поэтому за пару недель прорабатываю опасные слова:
Ёжики, молоко, ёлка, яблоко, пьёт и так далее.
Такой выход из ситуации нашла одна моя знакомая, учительница начальных классов. А если не прорабатывать, то по тетрадям понесутся "йожики", которые "пьйут малако".
Потому что в момент становления орфографии давать фонетический (звуко-буквенный) разбор слова нецелесообразно.
Это я смягчила. Чушь и провокация. Личное мнение репетитора.
– Как слышится, так и пишется!
Довольный третьеклассник тычет мне тетрадкой в лицо, а там он, разбор.
– Лапонька! Это звуки, а не буквы!
– А нам учительница говорила, что звуки произносим, а буквы пишем. Это буквы!
Садимся, разбираемся, задор спадает, появляется недоумение, даже обида.
– А зачем мы тогда учим правила? Нет, зачем мы тогда пишем звуки? Ну нет, а как тогда правильно?!
Кто сейчас бросился защищать разложение слов на звуки для последующего фонетического анализа – подождите. Вы рассуждаете взрослыми мозгами. А перед нами ребёнок, который только учится писать. Вы думаете, его сложно запутать?! Да он в два счёта потеряется! Для него что буквы, что звуки – какая разница! А мы его разучиваем думать буквами, и в быстром темпе учим мыслить звуками!
В период, когда школьник только отрабатывает навык письма, когда он усваивает основные правила, заучивает орфограммы, ему вдруг приходится:
- Разбить слово на звуки. Не все умеют это делать. Как научиться: произнесите любое слово медленно-медленно, как на старых магнитофонах, там функция была замедленного проигрывания. Взрослое поколение помнит.
- Разбить слово на слоги. Это легко. Но предварительно надо записать его звуками. Звуки записать буквами. Ага.
- Провести анализ каждого звука согласно таблице, объяснениям учительницы или памяти родителей, для которых эта тема – красная тряпка для быка. Они тоже не понимают, зачем так издеваться над детьми. Не понимают, почему, придя с работы, они должны всё бросить и разбирать слово фонетически.
- Не забыть всё правильно оформить. В характеристиках звука полно сокращений. Их тоже надо писать правильно, иначе могут оценку снизить.
"Непар." совсем не то же самое, что "непарн." Я точно знаю, из-за чего. А вы? А третьеклассник?!
Такой вид деятельности не по зубам ученику начальной школы. Не в третьем-четвёртом классах надо такое проходить, а в пятых-шестых. Да и то не уверена.
Девочки с этой темой справляются традиционно лучше, чем мальчики. Это в среднем и на взгляд репетитора. Личные наблюдения. Для мальчишек – беда.
А не так давно в фонетическом разборе появилось новшество. Раньше мы только звонкие-глухие звуки ранжировали по парности/непарности, а теперь ещё и твёрдые-мягкие должны по парности/непарности различать и записывать.
Здесь нужно мнение коллег. Я хорошо помню, что раньше мы иначе разбирали. Да?
И буквально пару дней назад мне одна мама прислала сообщение, а в нём:
"... переднеязычный, смычно-взрывной, палатализованный..."
– Скажите, а это из какого учебника? Что-то мы не найдём никак, в четвёртом классе, вроде, нет такого.
– И не найдёте. Из вузовского учебника.
Молодая учительница перепутала, не туда посмотрела, наверное. Или сознательно хотела расширить кругозор родителей. Те не оценили, собираются жаловаться директору. По-моему, пустяк. Простительно. Всякое бывает.
Учителя о фонетическом разборе
"Возможно, полезное знание, но не в начальных классах. Лучше это время потратить на отработку и закрепление других навыков".
Родители о фонетическом разборе
"За что?! Он только правильно писать начал, а теперь опять двойки!"
Мимо этой темы я не прохожу уже два года, как стала статьи писать. Вот видео. Там шикарная таблица. Если кому трудно, посмотрите. А не поймёте, обязательно напишите. Помогу, объясню)))
Жду в комментариях, дорогие читатели. У кого наболело – не стесняемся, рассказываем. К коллегам отдельная просьба: если у вас есть удачные таблицы, памятки и пособия, поделитесь с читателями, пожалуйста. Буду очень вам благодарна🙏👍