Найти в Дзене
Historica

Феодосийский порт и Александр III

Ещё со времён Украины в Феодосии определённые личности предлагали перенести/снести памятник революционеру Ивану Назукину и на его место поставить памятник Александру III-му, стоявший в городе с 1896 по 1917 год. После 2014 года про эти инициативы подзабыли, но в последние годы, при поддержке тех или иных организаций (Русская Община Крыма и т.д.) и отдельных энтузиастов (краеведы Андрей Бобков и Константин Виноградов, заместитель атамана хуторского казачьего общества «Феникс» Михаил Щегольков, директор «Музея денег» Александр Олещук, феодосийский художник Лев Вязников) они вновь дают о себе знать. Основной аргумент предельно прост: по их мнению, Александр III внёс решающий вклад в строительство феодосийского коммерческого порта и городской железной дороги, и без него данной инфраструктуры просто бы не было.

Но так ли всё очевидно и легко? Давайте разбираться.

Вернёмся на несколько веков назад…

Издревле Феодосия была излюбленным местом для торговли. В первую очередь по причине строения её бухты: она была весьма широкая и вместе с тем серьёзные штормы в её акватории были большой редкостью, что делало её благодатным местом для торгового флота. И история прекрасно доказывает преимущества Феодосийской бухты. Взять хотя бы Геную, которая построила здесь настоящую торговую империю, превратив Кафу в крупный (по меркам тех веков) город и центр международной торговли республики в Чёрном (и не только) море. Аналогичные попытки Венеции по постройки своего конкурентоспособного порта в Солдайе (нынешний Судак), а затем на территории Двуякорной бухты по итогу провалились именно из-за могущества Каффинского порта.

В общем, как показывает история, спрос на феодосийскую гавань был почти всегда высок.

Налаживать торговую принялась в Феодосии и Российская империя, сразу после присоединения Крымского ханства в 1783-м году. Однако из-за серьёзных разрушений в городе и слабой налаженности торговых связей в Черноморском бассейне порт эксплуатировался относительно слабо, что во многом и привело к некоторой стагнации в развитии города в 1780-1850-е годы.

Парижский мирный договор, Франко-прусская война, демилитаризация и ремилитаризация Севастополя

1856 год. Россия подписывает Парижский мир, в который, помимо прочих условий, входила статья XI о нейтрализации Чёрного моря, которая запрещала всем черноморским державам иметь на Чёрном море военные флоты и создавать на побережье военно-морские арсеналы и крепости.

Само собой, эти условия очень серьёзно ударили по Севастополю (который, к тому же, был разрушен в результате боевых действий), который в тот период являлся главной базой Черноморского флота. Бывшие военные гавани начали переоборудоваться под торговые нужды. Как итог - на полтора десятилетия Севастополь едва ли не самым важным торговым городом в Крыму. Отечественных и иностранных торговцев новый порт (а если точнее, множество небольших торговых портов в рамках многочисленных севастопольских бухт) привлёк, что позволило России наладить прочные экономические связи в Черноморском бассейне и заодно частично реанимировать жизнь в Севастополе.

Однако наступает 1870 год. Между Францией Наполеона 3-го и Пруссией разгорелась полномасштабная война. Стало ясно, что система, выстроенная по итогам Крымской войны, начала рушиться, и Россия решает этим воспользоваться. Парижский мир утрачивает свою силу и на Лондонской конференции 1871 года 11-я статья была отменена. Российская империя вновь возвращается в Чёрное море.

Севастополь вновь становится военным городом: в бухты вновь заходят корабли флота, восстанавливаются форты и крепости. В 1885 году принимается решение об отделении коммерческого порта от военного. Старый, торговый уклад города рушится, что было крайне невыгодно севастопольским торговым кругам, которые сразу же принялись тормозить процесс ремилитаризации города, затянув его аж до конца 1890-х годов. Впрочем, об этом мы ещё вспомним.

А теперь начинаем выстраивать логическую цепочку. Если Севастополь вновь стал базой Черноморского флота, то, понятное дело, полноценный торговый порт(ы) там оставить невозможно - подавляющее большинство бухт нужны военным, и тем более это серьёзно облегчит процесс шпионажа со стороны вражеских стран за военными кораблями, это ясно любому здравомыслящему человеку. Но при этом торговые связи сохранить (в лучшем случае - преумножить) необходимо. Что нужно сделать? Правильно, открыть новый, полноценный коммерческий порт в другом месте!

Продолжение следует!

#феодосия #порт #памятник #александртретий