Танки в Российской армии не производились и союзниками не поставлялись, поэтому все танки в Красной Армии в годы Гражданской войны появились как трофеи, отобранные у белогвардейцев, интервентов и поляков, кроме небольшого количества танков советского производства.
Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии
Первые танки в Россию попали 12 декабря 1918 г. в составе войск интервентов, когда в Одессу высадились французские и греческие войска. Вместе с ними было 20 французских танков «Рено FT-17».
Впервые эти самые французские танки «Рено FT-17» были применены войсками интервентов в марте 1919 г. против советских войск 1-й Заднепровской стрелковой дивизии 2-й Украинской Советской армии под Березовкой (53 км от Одессы). Т. е. впервые танки были применены против войск Советской Украины. Кстати, командирами бригад с советской стороны были будущие предатели "красного дела" - Н. А. Григорьев и Н. И. Махно. В этом сражении против французов, греков и белогвардейцев украинские советские войска захватили большое количество трофеев, включая 100 пулеметов, 4 орудия, 7 паровозов, 5 эшелонов, а также 4 танка «Рено FT-17». Один из танков был отправлен в Москву в подарок В. И. Ленину.
После этого против Красной Армии английские и французские танки использовались белогвардейскими войсками Юденича, Деникина, Врангеля и поляками в районах Дебальцево, Екатеринославля, Бутурлиновки, Детского Села, на Каховском плацдарме и в Белоруссии.
В белогвардейских войсках имелось около 130 танков, еще 120 танков имели поляки. Из этого количества 83 танка типов «Рено FT-17», Mk.V (поставлялась только эта модификация), Mk.A «Уиппер» и Mk.В (только 1 экземпляр) было захвачены Красной Армией (в учетом 4 танков, захваченных под Березовкой). В классификации Красной Армии, которая поставила танки на вооружение с мая 1920 г., танки делились на тяжелые, средние и малые. Кстати, наши военные не знали, как называть английские ромбовидные танки Mk.V, а также танки «Уиппер», поэтому стали их называть по названию двигателей, т. к. заводские знаки с названием на моторах имелись. Так ромбовидные танки Mk.V (с пушечно-пулеметным вооружением или только с пулеметным вооружением, без разницы) стали называться по названию двигателя «Рикардо», а танки «Уиппер» - по названию двигателя «Тейлор». Так во всех энциклопедиях вплоть до развала СССР трофейные иностранные танки так и стали называться. По советской классификации тяжелыми стали танки «Рикардо», средними - «Тейлор», а малыми - «Рено» и танки советской постройки - «Русский Рено».
К концу 1920 г. в Красной Армии находилось 96 трофейных и отечественных танков (цифры могут не сходиться, если учесть, что трофеи - 83 танка и к концу 1920 г. было готово всего 3 отечественных танка). История захвата трофеев разнообразна. Часть танков была взята в качестве трофеев в боях, но некоторые были захвачены брошенными при бегстве и эвакуации вражеских войск. Например, 21 февраля 1920 г. два английских танка - Mark.V и Mark.B были оставлены на Соборной площади в Архангельске в полной исправности при эвакуации англичан и белогвардейцев.
Во время взятия Новороссийска советскими войсками 27 марта 1920 г. на пристани было захвачено в неисправном состоянии 6 английских танков. Оказывается, что в октябре 1919 г. во время выгрузки с английского парохода эти танки штормом были снесены в море и затонули. Их достали, но не успели отремонтировать, так они и простояли, дожидаясь Красной Армии.
Еще два танка английского производства Mk.V было захвачено в 1921 г. Красной Армией у Грузинского меньшивистского правительства. Танки имели плачевное состояние, в боях вообще не участвовали и были найдены в полуразобранном состоянии в мастерских на станции Тифлис.
Самые необычные трофеи - это десять танков «Рено FT-17», захваченных обманом на Дальнем Востоке у американцев. В марте 1920 г. американцы доставили эти танки во Владивосток в закрытых вагонах под видом "помощи американского Красного Креста" (!). С помощью железнодорожников вагоны были заменены пустыми, а вагоны с танками были направлены в Благовещенск к красным партизанам (!).
В польских войсках было 120 танков «Рено FT-17» (72 пушечных и 48 пулеметных), семь из которых во время советско-полькой войны 1919-1921 гг. были захвачены Красной Армией, а 1 (или 2) были потеряны безвозвратно, кроме того, еще 12 требовали капитального ремонта.
Ремонт трофейных иностранных танков был организован на Харьковском паровозостроительном заводе весной 1920 г. Из-за отсутствия запчастей и знания материальной части работы по восстановлению проходили очень медленно. На январь 1921 г. в ремонте находилось 20 танков, а через месяц 29 единиц. Вспомним, что было захвачено всего 83 танка, т. е. 1/4 или 1/3 трофейных танков находилась в ремонте.
Во время Гражданской войны на Сормовском заводе было выпущено всего 15 танков «Русский Рено» (позднее стали называться танки «М»), которые являлись копиями французских танков «Рено FT-17». Собственно, копией стал тот самый танк «Рено FT-17», подаренный В. И. Ленину и захваченный в самом первом бою у интервентов в марте 1919 г. Производство советских танков шло очень медленно из-за отсутствия квалифицированных кадров, опыта производства танков, а также из-за отсутствия вооружения (не было пушек, годных к установке в башни). Кроме того, производство в Нижнем Новгороде было не оптимизировано - броню поставлял Ижорский завод, мотор и трансмиссию получали из Москвы с завода АМО. Советские копии отличались мотором «Фиат», а также вооружением - было принято решение выпускать танки с пушкой и дополнительным пулеметом в башне (было признано, что только пушки или только пулемета - мало). Хотя самый первый танк, названный «Борец за свободу тов. Ленин», получил только одну 37-мм пушку от французского танка «Рено», а пять танков «Русских Рено» из-за отсутствия пушек получили только пулеметы. 37-мм пушка «Гочкис» поставлялись Путиловским заводом из Петрограда, а пулеметы «Гочкиса» вообще снимались с трофейных танков. К декабрю 1920 г. было выпущено всего 3 танка, а к весне 1921 г. остальные 12 единиц, после этого производство их было прекращено. В итоге, в боях Гражданской войны советские танки не участвовали, но были задействованы вместо тракторов совместно с французскими танками «Рено» в 1922 г. во вспахивании сельхоз полей Поволжья.
Организационно все танки входили в состав автотанковых отрядов, которые были средством Главного командования РККА. Автотанковые отряды предназначались для непосредственной поддержки пехоты при прорыве позиционной обороны и применялись совместно с бронепоездами и автобронеотрядами. Каждый автотанковый отряд состоял из командования, штаба, одного танкового взвода (с июля 1920 г. - двух взводов), команды управления и связи, технических и хозяйственных взводов, поездной команды (для транспортировки танков по ж/д). В упомянутых автобронеотрядах на вооружении состояли броневики - штатно один броневик с одной пушкой и двумя пулеметами, еще три по 2 пулемета, т. е. по 4 броневика.
Итак, в автотанковом отряде изначально единственный взвод включал 3 разнотипных танка: тяжелый, средний и малый, но с июля 1920 г. стало по два взвода по два танка, а с августа 1920 г. все танки во взводе, а иногда в отряде стали однотипными. Видимо, удалось к этому времени набрать большое количество трофеев, чтобы создавать однотипные подразделения, а также убедились в большей эффективности применять одинаковые танки (одинаковая скорость движения, меньше проблем с обучением и запчастями).
Автотанковые отряды стали формироваться с мая 1920 г., а к концу года их было сформировано 11 единиц. Каждый автотанковый отряд, как выше указывалось, имел 3-4 танка, личный состав из 81-113 человек, дополнительно 1-2 орудия, 12-28 пулеметов, еще к отряду приписывалось 3-4 легковых и 3-4 грузовых автомобиля, технический и хозяйственный взводы, а также поездная команда с ж/д составом. Кроме того, в отряде существовала команда прикрытия на поле боя из 30 стрелков и 2 пулеметов «Льюис». В мае 1921 г. автотанковые отряды были переименованы в танковые отряды.
Танки Красной Армией использовались не очень интенсивно (как и танки в белых армиях). Впервые трофейные танки использовались в войсках не Красной Армии, а советской Украины. Это были те самые французские танки «Рено FT-17», захваченные под Березовкой. Один танк, как уже писалось, подарили В. И. Ленину, а три оставшихся отвезли в Харьков - в столицу советской Украины (была ликвидирована в середине 1919 г.). В Харькове на базе отряда броневиков и этих трех трофейных танков был сформирован "Броневой дивизион особого назначения при Совете Народных Комиссаров Украины". Сперва бронедивизион воевал против того самого Григорьева, потом против Махно. В июне 1919 г. этот отряд вступил в бой с подразделениями Добровольческой армии, но был уничтожен, причем танки достались белым.
Первые применения танков собственно регулярной Красной Армией были произведены на польском фронте и были не совсем удачными. Первый бой произошел 4 июня 1920 г., когда польские войска с артиллерией обходным маневром атаковали тылы 16-й советской армии. В бой против поляков вступило несколько советских броневиков и танк Mark.А «Уиппер», который имел собственное имя «Стенька Разин». Танк во время боя был обстрелян артиллерией, а также получил попадания бомбами с самолета, летевшего на низкой высоте (!). В результате поврежденный танк был брошен экипажем, но потом эвакуирован.
В следующий раз советские танки участвовали в бою в июле 1920 г. в полосе 33-й стрелковой дивизии на Западном фронте против 17-й пехотной дивизии поляков в 40 км от Полоцка. Совместно с танками в атаке участвовали броневики и бронепоезд. Из трех танков один застрял в болоте, второй сломался и только третий доехал до вражеских позиций. Более успешно использовался советский бронепоезд. Кстати, именно после этого не очень удачного боя решили использовать однотипные танки.
После этого советские танки участвовали в боях в октябре 1920 г. в районе станции Урульга против войск атамана Семенова, а также в феврале 1921 г. при захвате Тифлиса. Малая интенсивность использования объясняется изношенностью трофейных танков, трудностью их ремонта при отсутствии запасных частей и навыков их использования и ремонта, а также тем, что Гражданская война в России была не позиционной, а часто мобильной. Более успешно в Красной Армии применялись броневики и бронепоезда. В том числе это связано с тем, что броневики и бронепоезда производились на территории Российской империи.
Самое смешное, что те же трудности с изношенностью материальной части танков испытывали поляки и белогвардейцы - англичане и французы передали им вовсе не новые машины, а бывшие в употреблении на полях Первой Мировой войны.
Следует еще упомянуть, что танки уничтожались обоими сторонами практически всегда полевой артиллерией, лишь очень редко против них применяли фугасы или самолеты. В большинстве же они ломались от технических неисправностей или застревали на местности после чего бросались экипажем.
Автор ни коим образом не навязывает никакой идеологии и материал также не является пропагандистским
#гражданская война #танки #ркка #красная армия #уиппер #рено ft-17 #русский рено #борец за свободу тов. ленин #первые советские танки #гочкисс
Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз
Другие статьи канала по теме - Чем Красная Гвардия отличалась от Красной Армии
Как японские интервенты разворовали советский Дальний Восток в 1918-1925 гг.
Количество и национальный состав интервентов в годы Гражданской войны в России
Как нелепо Турция вступила в Первую Мировую войну
Как Россию обокрали бывшие союзники в ходе интервенции в 1918-1922 гг.