У меня идёт протяжённый марафон фильмов про поиски сокровищ. Таких, которые ещё не видел. Вот, посмотрел мини-сериал "Копи царя Соломона" 2004 года. С постаревшим, но всё ещё крутым Патриком Суэйзи.
По сути, это два полуторачасовых фильма, сегодня его бы подавали либо как трёх-четырёхсерийное шоу на Нетфликсе, либо трёх-часовой фильм для кинотеатров. Но это нулевые, в зените звезда Hallmark Entertainment. Даже не знаю, надо ли пояснять, что это за компания. Но на всякий случай напомню:
Hallmark в нулевых занимались почти потоковым производством фильмов, которые выходили сразу на ТВ (и на носители, я полагаю). Именно они стояли за двумя мини-сериалами по Дюне, Десятым Королевством, Путешествием Единорога и ещё рядом средних картин. С одной стороны, все эти проекты были откровенно бюджетными, и редко получали высокие оценки. С другой стороны, у них есть свои фанаты. Особенно у Десятого Королевства, насколько я в курсе.
И надо сказать, учитывая, что это бюджетный фильм, выглядит очень красиво. Виды, которые демонстрирует фильм между делом, впечатляют. Я парочку только привёл. На фоне сегодняшнего засилья "зелёнки" выглядит здорово. Если верить iMDB, всамделишная Южная Африка. Уже вызывает уважение.
Далее. Я честно скажу, что целиком книгу Хаггарда, первоисточник, не осилил. Я застрял где-то на середине, но могу гарантировать - фильм снимался отдалённо по мотивам. И это не обязательно плохо. Вот скажем, по сюжету фильма все в курсе про легенду о копях царя Соломона и над этим показательно смеются. В порту Кейп Тауне продавщица рыбы показательно заворачивает её в сувенирную подделку под карту к копям. Позабавило. В книге, насколько я помню, о копях мало кто знал, это была полузабытая легенда. Уж точно над этим не смялись. Что и резонно, это был 1887 год.
Отдельно лично мне понравилось всё, что связано с материальным. Тут даже сложно сказать, почему, но мне дико заходит вся эта эстетика патронажей, винтовок, шляп и Африки в целом. Чисто визуально приятно наблюдать, во что одеты участники группы Куотермейна, да и он сам. Пробковые шлемы, револьверы, хлопковые короткие штаны у африканцев, шкуры на аборигенах. Здорово.
Сам Патрик Суэйзи в роли Алана Куотермейна смотрится хорошо, но персонажа ему сделали трагически-странного. Мать его сына умерла на охоте, так что он отослал сына в Лондон, где бабушка с дедом пытаются отобрать у него права на воспитание. Сам Алан страдает и разучился убивать что-либо живое, из чего будут делать отдельную трагедию. Он отличные боец и стрелок, но эдакий пацифист, потерявший веру в кулаки. Проблема в том, что это самое "отличный" мы понимаем на середине второй части, когда он двумя выстрелами решает бой, оба раза попав в "десятку". Из револьвера. С расстояния где-то в 50 метров, не меньше. А до этого он просто подаётся, как хороший следопыт.
Странная работа с персонажами. Впрочем, вспоминая Путешествие и Десятое Королевство - у Холлмарка часто так. А может, и вообще в те годы. Я чёт фантомно вспоминаю Ограбление по-итальянски, где были какие-то похожие проблемы.
Самое большое разочарование состоит в том, что это вообще не фильм про поиск сокровищ. Ну знаете, вот эти истории про подсказку, которая ведёт нас туда, а оттуда ещё куда-то, везде ловушки, подставы. Из 3 часов 2,5 тратятся на попытку найти некое племя, которое держит в заложниках отца главной героини, очевидного романтического интереса Куотермейна. И изначально история про то, что они хотят обменять карту на жизнь этого самого отца героини. Но в дело вмешиваются... КОВАРНЫЕ РУССКИЕ!!!
Причём разнообразия ради это не красная, а белая угроза - по поручению ЦАРЯ его секретные агенты надеются заполучить через сокровище ВЛАСТЬ НАД АФРИКОЙ. В остальном это классическая клюква, стойкие страшные русские, что не сдаются ни перед чем, жестокие и хитрые. И вот большую часть фильма то русские гоняются за главными героями, то наоборот. Где-то там они ещё и ключ от гробницы нашли, но на этом и всё. Кстати, ключ.
Ключ отдельно выглядит как подстава, потому что он весь из себя такой интересный, интригующий. Я всё ждал загадки как во вторых Доспехах Бога, где нужно было правильно крутануть ключ... Но на это не хватило хронометража очевидно. Ведь повторюсь, сама гробница и путь до неё занимает последние 30 минут, и там СКУЧНО ДО СМЕРТИ.
Без шуток, когда показывают офигительные ловушки в этой гробнице я такой - да неужели? У вас тут копья выскакивают из пола, когда ты к ним ПОДХОДИШЬ. Это очень продуманные ловушки, они обязательно сработают.
В общем, фильм вообще не про сокровище. Он про драматическую погоню осла за бобром и наоборот. В процессе Алан Куотерменй поучаствовал в местной революции, что интересно лишь тем, как он НЕ УБИЛ в дуэли, которая решала судьбу племени.
Короче, фильм вроде классно снят, очень красивый. И Патрик Суэйзи хорош в роли Алана Куотермейна. Но фильм разочаровал.
P.S.: на очереди два других Куотермейна, на самом деле. Старый фильм 1985-го и его внезапный недосиквел 2005-го. Сиквел снимался параллельно с этим фильмом и там был конфликт... Но там посмотрим уже.
#кино #куотермейн #хаггард