Найти тему
miek

Спасение рядового сюжета #2. Чужой (1979)

«Чужой». Тот самый.

Эта нестареющая классика сделана настолько давно, что сопливым школьникам многим уже нужно пересказывать ее сюжет.

Итак, подводная лодка нет ладья с аргонавтами космический корабль возвращается из дальнего похода. Внезапно экипаж получает задание - обследовать лежащую чуть в стороне планету.

-2

Как водится, на месте обнаруживается храм Ктулху покинутый объект неизвестной цивилизации, а в нем вполне живые неведомые зверушки.

При попытке потыкать веточкой поближе рассмотреть одна из них атакует человека и намертво в него впивается. Горе-исследователи возвращаются с раненым на судно в надежде его вылечить. Но — сюрприз — вскоре оказывается, что в теле несчастного теперь засела и бодро развивается еще более странная химера.

Пока людишки пытаются делать мертвому припарки исследуют существо, оно вылезает из человека наружу и прячется в недрах корабля.

Оказавшись при этом невероятно опасным хищником и буквально подъедая людей по одному. Как будто этого мало, борьбе с фашистом зверем сильно мешает предательство одного из членов команды. Атака следует за атакой, ряды людей людеют редеют, но на последней секунде последнего кадра последний выживший все-таки выходит победителем.

Да, я тут упростил все до предела, но так надо.

Будем переходить к проколам и дырам в сюжете? А их нет. А вот так. Вы ведь не обратили внимание, что фильм подписан как «Sci Fi Horror»? Это фильм ужасов, то есть страшная сказка без хорошего конца. Вы же не жалуетесь, что в ночном кошмаре нет логики?

Ну ладно, я бы тогда не стал писать статью, если бы было не о чем.

Самая большая ошибка здесь в итоге то, что вообще упоминается Sci Fi — научная фантастика, причем этот атрибут еще и стоит на первом месте. Неправильно смешивать два жанра настолько близко, они слишком разные.

Так что будем считать, что фильм НФ и определенный смысл в нем все-таки должен быть.

Грехи сюжета:

1) Сама Неведомая Ёжкиная Хтонь (НЁХ). Об ее свойства ломаются любые логические построения.

Тварь одновременно сверхсильная, сверхловкая, одновременно намного больше человека, но при этом способна прятаться чуть ли не в тени от провода. Пролазит в любые дыры. Сверхлегкая, может лазить по стенам и висеть на потолке. Сверхживучая и сверхразумная, регенерирует раны, совершенно спокойно кушает чуждую для себя форму жизни (людишек) и сверх-быстро растет. Постоянно выделяет литры мерзкой слизи, но при этом не пахнет. Вместо крови - злющая кислота.

Даже писать не буду, что меня не устраивает. Все это хорошо для ужастика, но ни в одном уголке научной фантастики ужиться не может.

-3

2) Бестолковая мотивация людей в начале фильма. Приняли сигнал явно внеземного происхождения? Давайте полетим, посмотрим вблизи. Обнаружили инопланетную технику? Круто, пойдемте внутрь, как раз дверь открыта. Нашли живых существ? Здорово, давай я тут встану и селфочку сделаю наклонюсь поближе.

Последние фильмы этой франшизы принято поносить последними словами. А за что, собственно? В первом то же самое.

Да, недоумевающему зрителю потом расскажут, что все дело в хитром плане компании «Рога и копыта» «Вейланд-Ютани», которая хочет заполучить и разводить злобных тварей, чтобы бомбить ими планеты конкурентов, но экипаж корабля действует «втемную» и про это не знает. Нормальные живые люди так себя не ведут.

3) Невнятная и противоречивая мотивация главных злодеев — руководителей «В-Ю». Поначалу зритель думает, что персонажи нашли землю обетованную абсолютно неведомую цивилизацию и такую же таинственную форму жизни. Потом оказывается, что Компания отлично знала и то, что будет обнаружено, и почти все качества Чужих. Притом настолько уже их ценит, что готова пожертвовать всем экипажем. Поэтому в середине фильма человекоподобный андроид предает людей и делает все, чтобы тварь их убила, а он потом — весь в белом, поскольку несъедобный для нее — просто приведет корабль домой. Отличный план, надежный как швейцарские часы (нет).

Возникает вопрос, откуда вообще Компания могла иметь столько информации, если никаких следов высадки людей на планете не было? К тому же, если андроид так хорош, то почему бы не разбудить из анабиоза его одного? Он бы без проблем пошел и забрал к себе зверушку без шума и пыли. А почему бы не отправить встречную экспедицию из одних андроидов? Время поджимает? А с чего бы так — планета ведь отдаленная, никто рядом не живет?

И все-таки, зачем пускать в расход экипаж в роли живых инкубаторов? А почему бы честно не сказать им, что ждет впереди, и пообещать прибавку к зарплате? Там же в фильме показано, что приказ работодателя для них закон и деться от него все равно некуда. Мы же с вами в этом же мире живем, за деньги в мире желтого дьявола люди на все готовы, даже жизнью рисковать!

В общем, если не привлекать теорию о том, что кавалерист-девице главной героине все привиделось в наркотическом угаре, то положение сюжета плачевно. Но наше дело правое — будем лечить. Корпорации "В-Ю" советую подготовить бюджеты, будет дорого.

3) Только одно может спасти корпорацию монстров «Вейланд» — если НЁХ вовсе не инопланетный организм, а ее собственное творение, которое внезапно оказалось круче, чем рассчитывали разработчики. Тогда все встает на свои места: в отдаленной локации в секретной лаборатории делали-делали незаконную хрень и сделали.

Но из-за нарушения техники безопасности всем резко поплохело, зверушки начали подъедать людей, а последние выжившие послали закодированный сигнал бедствия. В скором времени его примут и расшифруют в соседних звездных системах, после чего расследования не избежать. Лаборатория подготовлена к самоподрыву, но разработки нужно эвакуировать ближайшим же кораблем, который летел поблизости.

Придется сделать короткую вставку в начале фильма, как капитан (без него никак) и андроид получают секретный приказ компании. То, что капитана потом убили, менять не придется.

2) Придется добавить несколько диалогов, в которых заговорщики будут подталкивать экипаж к безумным действиям. И еще: компании придется пообещать им солидную премию за риск и спешку. У «них» же все понарошку, кроме денег. Здесь опять же — несколько коротких вставок, как капитан отдает приказы.

1) А вот с Чужим все плохо. Без гипноза или галлюцинаций тут не обойдешься, такого набора чудес реальность не выдержит. Решено: делаем глав-злодея «психонавтом». Пусть у него будут две атаки: бесконтактная, галлюциногенным аэрозолем или газом, и контактная. Пусть вблизи он касается щупальцем человека и тот начинает жестоко глючить или даже выполнять команды.

Вырезаем все эпизоды, где чудовище на свету и его видят несколько человек или камера наблюдения. Особенно главную сцену с прогрызанием твари через грудную клетку. Придется переснять много, но результат того стоит!

Во втором фильме главную героиню сразу с порога обвиняют — и справедливо — что она в бреду перебила весь экипаж и уничтожила корабль. Следов-то не осталось.

Сразу же получает объяснение тот факт, что Чужой как биологическое оружие - мягко говоря, плох. Его же, как смертоносную эпидемию, почти невозможно остановить, а потом на атакованной планете просто жить становится невозможно. Да и зачем корпорации воевать с таким ожесточением — у вас там война идет, что ли?

Модернизированный Чужой ставит все на свои месте. Можем ему добавить и контур удаленного управления, который просто временно вышел из строя, но стоит его восстановить и мы имеем хорошее диверсионное оружие. Хочешь — сам используй, а хочешь — сдавай в аренду.

Итоговый вердикт - фильм спасти можно, но довольно дорого. Проще убрать упоминание «научной фантастики» из заголовка :)