На то, как учится ребенок, сильно влияет его окружение. Если родители или воспитатели каждый день интересуются, как дела в школе, помогают с уроками, то ребенок чувствует поддержку и учеба дается ему легче. А равнодушие со стороны взрослых к учебе породит и его собственное равнодушие.
В силу совокупности причин социального характера учеба в школе не в приоритете у воспитанников детских домов. Они плохо ориентируются в реальности вне своего учреждения, им сложно понять, куда применить полученные в школе знания, потому что они кажутся сильно оторванными от реальности. Вероятно, поэтому среди всех выпускников детских приютов только 2% поступают в вузы.
Почему дети не учатся?
Причины могут быть самыми разными. Для детей из детских домов актуальны следующие.
Нет мотивации. Зачем учить таблицу умножения? Зачем читать «Войну и мир»? Зачем учить столицы других стран? Чтобы быть грамотным и эрудированным. А зачем быть грамотным и эрудированным? Чтобы взяли на хорошую работу, например. А зачем нужна хорошая работа?
Если ребенку ответить на все «а зачем», то это его, вероятно, замотивирует. Но в детских домах играть в эту игру со школьниками у воспитателей нет времени. Поэтому дети не понимают, зачем им это нужно и механически выполняют то, что от них требуют, без всякого интереса. Как только от них требовать что-то перестают, необходимость учиться тоже отпадает.
Нет связи знаний с реальным миром. Когда в начальной школе ребенок научился вычитать и складывать, мама может отправить его в магазин за хлебом и попросить внимательно сосчитать сдачу, чтобы его не обманули. Так он начнет использовать полученные знания в жизни.
Сиротам, большую часть времени проводившим в приютах, не всегда выпадает шанс применить знания на практике. Поэтому для них вся информация остается абстрактным набором букв и цифр, никак не связанных с их жизнью. Получается, что ребенок ни сам не может узнать, зачем ему это нужно, ни ответ на свои вопросы не получает.
Однообразие в учебе. Школьные уроки могут превратиться в рутину: выучить правило, решить пример, получить домашнее задание и далее по кругу. Такой ритм никак не повышает желание учиться.
Уроки можно разбавить интерактивными заданиями или играми. Наш фонд как раз и ищет способы, как сделать учебу интереснее и еще познавательнее. С этой целью мы создали наш курс «Россия начинается здесь».
Как мотивировать учиться через игру?
Игра решает сразу несколько проблем: она вызывает интерес к процессу, поощряет любознательность, дает понять, как использовать свои знания на практике.
Курс «Россия начинается здесь» состоит из 10 игр и связывает школьную программу по географии за 8-11 класс с историей, обществознанием, объединяя их со знаниями в области социологии, экономики и культурологии.
Многие не любят эти предметы в школе, потому что они кажутся оторванными от жизни. А в нашем курсе мы учим применять полученные знания на практике. Так, дети на игровых занятиях изучат все регионы России найдут ответы на разные вопросы:
- почему лучше узнать, в каком регионе живет коллега, прежде чем звонить ему;
- где в России можно увидеть Северное сияние;
- какие специалисты востребованы в разных регионах;
- и многое другое.
Еще дети научатся работать в команде, вести переговоры и договариваться, выражать свое мнение и не бояться его отстаивать.
Курс стартовал в сентябре. В нем примут участие около 420 подростков из 14 регионов, 65 волонтеров и кураторов.
Вы тоже можете стать волонтером фонда, заполнив анкету, и вместе с нами мотивировать подростков исследовать этот мир.
А что мотивировало учиться вас?