Найти в Дзене

Сухой закон Горбачева в СССР 1985 года и его последствия

Оглавление

Люди, которые в сознательном возрасте застали конец 80-х, прекрасно помнят, что такое сухой закон в СССР 1985-1991 гг. Этот период также называют «сухим законом Горбачева». Этот термин подразумевал полный (а где-то и частичный) запрет на продажу спиртосодержащей продукции.

Исключение составило производство спирта для промышленных и медицинских нужд страны. Для мирового сообщества такая кампания не была чем-то новым. Но именно она запомнилась гражданам СССР из-за своей продолжительности. Была ли эффективность такого запрета? И стоила ли игра свеч?

М. С. Горбачев
М. С. Горбачев

Сухой закон Горбачева стал самым запоминающимся из череды подобных экспериментов. По замыслу руководства страны, такие меры должны были постепенно привести к абсолютной трезвости всех граждан.

Сухой закон – это мера, которая не способна устранить все причины пагубной алкогольной зависимости. Единственное, что могут сделать такие меры, это исключить доступность спиртных напитков.

Немного истории борьбы с пьянством в СССР

Мало кто знает, что Горбачев был не первым, кто ввел сухой закон в СССР. Граждане Советского Союза ранее сталкивались с антиалкогольными кампаниями в:

  • 1913;
  • 1918-1923;
  • 1929;
  • 1958;
  • 1972.

Первые попытки борьбы с массовым пьянством были предприняты Николаем II. В то далекое время, на фоне военных действий (Первая мировая война), резко возросла преступность по причине опьянения. Этот шаг также способствовал экономии расходов на продукты питания.

А потом пришла революция. Большевики, увлеченные строительством нового государства, не спешили «обогащать» прилавки лавок и магазинов алкоголем. Было не до того. Лишь в начале 1923 года люди снова смогли купить алкоголь в доступной распродаже.

Сталин, пришедший тогда к власти, был далеко не глупым человеком и талантливым политиком. Коммунистический лозунг о том, что теперь все «принадлежит простому народу», на самом деле помог измученной стране пополнять бюджет, устанавливая любые цены даже на некачественный, низкосортный алкоголь.

Но почему так ярко врезалась в память только борьба с пьянством при режиме последнего вождя Страны Советов? В те печальные годы жизнь в СССР проходила под знаком повсеместного товарного дефицита. Введенный запрет на спиртное только усугубил и без того не радужное психологическое состояние наших граждан. Впрочем, такое событие имело ряд веских причин.

-2

Предпосылки организации «сухого закона» в СССР

Алкоголь в то время был чуть ли не единственным способом забыться и расслабиться для населения СССР. Одну из главных ролей сыграло отсутствие мотивации придерживаться трезвого образа жизни. Зарплата у всех была одинаковая вне зависимости от качества работы, а штрафов за распитие алкоголя не было.

Статистика того времени поражает страшными цифрами: в период 1960-1980 годов смертность от злоупотребления алкоголем увеличилась в четыре раза.

В 1984 году на каждого гражданина СССР приходилось 25-30 литров чистого спирта (включая младенцев). В то время как в стране дореволюционного периода этот показатель равнялся 3-4 литрам.

Очередной сухой закон в России планировалось ввести еще в начале 80-х. Но антиалкогольная кампания была отложена из-за череды восхождений на престол и скоропостижных смертей руководителей Страны Советов. Основными инициаторами запрета были члены Политбюро ЦК Михаил Сергеевич Соломенцев и Егор Кузьмич Лигачев.

Они, как и Андропов, были глубоко убеждены, что причинами экономического застоя является растущее массовое пьянство народа. Именно в пьянстве руководители высшего эшелона власти видели общее падение морально-нравственных ценностей и халатность в работе.

Сухой закон Горбачева был поистине гигантским. Ради борьбы с всеобщим пьянством народа государство даже резко сократило собственные доходы от продажи спиртных напитков.

Пропаганда трезвого образа жизни в СССР приобрела грандиозные масштабы
Пропаганда трезвого образа жизни в СССР приобрела грандиозные масштабы

Суть антиалкогольной кампании Горбачева

Горбачев, перспективный и многообещающий политик, прекрасно осознавал существующую проблему и выступал за введение масштабного запрета на продажу алкоголя на всей территории СССР. Знаменитая антиалкогольная кампания началась 17 мая 1985 года. Новый проект имел следующую программу:

  1. Запрещено продавать алкоголь лицам моложе 21 года.
  2. Также была запрещена реклама винно-водочной продукции и самого процесса распития спиртных напитков. Это коснулось телевидения, радио, театра и кино.
  3. Полный запрет на продажу водочной продукции во всех заведениях общественного питания, кроме ресторанов.
  4. Предотвращение торговли алкоголем вблизи образовательных учреждений всех типов, больниц, санаториев, промышленных объектов и зон отдыха.
  5. Под ограничение попало и время продажи алкоголя. Алкоголь теперь был доступен только с 14:00 до 19:00.
  6. Алкогольные напитки разрешалось продавать только в строго специализированных отделах/местах. Количество таких точек регулировалось местными чиновниками.

Правительство планировало постепенно сокращать производство спиртных напитков, а к 1988 году полностью прекратить производство вин. Руководителям коммунистической партии и руководителям предприятий категорически запрещалось употреблять спиртные напитки вплоть до исключения их из Коммунистической партии.

-4

Чего Горбачев добился этим законом?

Масштабная антиалкогольная кампания Горбачева имела ряд положительных и отрицательных сторон. Согласно статистике, собранной к 1988 году, результатом сухого закона были следующие результаты.

Отрицательные моменты

Практически мгновенно и неожиданно для горожан прекратили свое существование более 2/3 магазинов, торгующих алкоголем, по всей огромной стране. Алкоголь теперь можно было купить с 14 до 19 часов. Были уничтожены самые известные виноградники Молдавии, Кавказа и Крыма.

Одной из главных и печальных потерь от Сухого закона стала безвозвратная утрата уникальных сортов винограда, забвение старых традиций производства эксклюзивных коллекционных вин.

Но на возникающем дефиците всегда найдутся предприимчивые граждане, желающие подзаработать. Ушлые «бизнесмены» моментально образовались во время алкогольного дефицита. Такие купцы в то время были известны под названием «спекулянты, торгаши».

Но из-за существовавшего железного занавеса границы СССР были наглухо закрыты, поэтому подпольная торговля алкоголем не была такой массовой, как во время аналогичной кампании в США. В то время водка даже стала разменной монетой, за нее охотно соглашались подзаработать и пошалить.

Во многих регионах водку начали продавать по талонам.

Мощно развилось самогоноварение, в то же время возник новый класс алкоголиков — люди, страдающие токсикоманией. Лишившись привычной дозы алкоголя, зависимое население переключилось на другой кайф. В основном они пахли различными химическими реагентами.

Согласно подтвержденным медицинским данным, люди, страдающие токсикоманией, деградируют гораздо быстрее, чем алкоголики.

В связи с распространением самогоноварения были введены талоны на сахар. Но люди быстро перешли на аптечные настойки, антифризы, духи и одеколоны. Между тем правящая верхушка, яростно борющаяся с употреблением алкоголя, не ограничивалась в этом и жадно распивала спиртное сама - это были спиртные напитки иностранного производства.

В то время с пьянством боролись беспощадно и опрометчиво. Брошюры и листовки о вреде алкоголя распространялись в огромном количестве, из фильмов вырезались сцены употребления алкоголя. И народ потихоньку деградировал.

Даже по талонам купить алкоголь было проблематично.
Даже по талонам купить алкоголь было проблематично.

Положительные стороны

Однако надо признать, что положительных моментов в таком мероприятии было гораздо больше. Что дал народу сухой закон Горбачева?

  1. Произошел резкий скачок рождаемости.
  2. Уменьшилось количество пациентов в психиатрических больницах.
  3. Сокращение количества преступлений, совершаемых на почве злоупотребления алкоголем.
  4. Смертность от употребления алкоголя и отравлений упала почти до нуля.
  5. Впервые в истории Советского Союза произошло резкое снижение смертности.
  6. Повысились показатели трудовой дисциплины. Прогулы и технические простои сократились на 38-45%.
  7. Средняя продолжительность жизни мужчин увеличилась. Во времена Сухого закона ему было 65-70 лет.
  8. Уменьшилась и статистика инцидентов. На 30% снизилось количество несчастных случаев на производстве, автомобильных аварий.
  9. Финансовые доходы населения увеличились. В то время сберегательные кассы сообщали о резком увеличении денежных вкладов населения. Граждане внесли на хранение на 40 млн рублей больше, чем в предыдущий период.

Причины прекращения антиалкогольной кампании

Главный виновник прекращения горбачевского мероприятия - экономика. Коварная наука нанесла сокрушительный удар по бюджету страны. Ведь алкогольная промышленность приносила солидную прибыль в казну, щедро наполняя ее.

Влияние на экономику было довольно катастрофическим. До 1985 года продажа алкоголя составляла от 30 до 40 % государственных доходов, а к 1987 году эти доходы сократились более чем на 37 миллиардов рублей всего за три года. Кампания на самом деле сыграла ключевую роль в экономическом кризисе 1987 года. Люди не перестали пить; они просто перешли на домашнее пиво, самогон и другие альтернативы легальному алкоголю.

Давай, наливай!
Давай, наливай!

Поэтому правительство в конце концов отказалось от участия в антиалкогольной кампании. Ее влияние на государственный бюджет и резкий рост потребления альтернатив покупному алкоголю намного перевесили все преимущества кампании. В 1988 году Горбачев снова увеличил государственное производство алкоголя, положив конец запрету.