Сложная тема, о которой стоит поговорить. Учителя тоже люди, им свойственно уставать, болеть и выгорать.
Однажды нам в школе выдали анкету, где было более 100 вопросов, ответить на которые можно было словом "да" или "нет". Анкету выдал школьный психолог, и направлена она на выявление преподавателей, у которых есть выгорание. Им должна быть оказана психологическая помощь.
Люблю я школьных психологов, которые всем этим на работе занимаются, а не просто отсиживают свои рабочие часы в кабинете. Они всё-таки обязаны работать не только с детьми и подростками, которые учатся в школе, но и с учителями и родителями.
Там были вопросы типа "После работы я чувствую себя как "выжатый лимон", "я чувствую, что общаюсь с учениками без теплоты к ним" и т.д.
Молодая учительница поделилась со мной, что на половину вопросов ответила неправду, так как она сама понимает, что полностью профессионально выгорела, и не хочет, чтобы об этом все узнали.
О ее лжи в анкете никто не узнал, кроме меня, но она ушла из школы в тот год, устроилась на другую работу.
Это была учительница начальных классов, которая отработала после института всего 2 года. Всего за 2 года можно полностью выгореть. Это страшно осознавать, ведь я помню, с какой радостью в глазах она приступала к своей работе в самом начале своего карьерного пути.
Ещё одна моя коллега поделилась, что выгорела профессионально, и мне было страшно слышать ее слова. До сих пор в дрожь бросает, когда вспоминаю:
- Ненавижу их. Просто раздражает, когда они подходят, спрашивают у меня что-то. Раздражает этот ор, крик, их отвратительное поведение. Я им объясняю уроки, а им ничего не надо, не хотят даже слушать. А мне это надо что ли? Я отдала этой школе 25 лет своей жизни, а стала гипертоником с нервными тиками. Спать ночами вообще не могу.
- Почему же тогда вы не уйдете? - спросила я. А можно ли работать с профессиональным выгоранием? Можно ли общаться с детьми, которые лишь раздражают? Оказывается, можно.
- Да жалко уже уходить. Столько лет здесь провела, привыкла. Не хочу уходить и искать что-то новое. Свою программу я знаю вдоль и поперек, про любого ребенка могу сказать, что он из себя представляет, лишь взглянув на него. Опыт большой, знаний много - и куда это уйдет? В пустоту? Что я вообще умею делать, кроме как учить детей? Ничего. Я лучше буду продолжать так работать. Каждое утро поднимаюсь, говорю себе "Крепись!" И вперёд! Как бы ни было сложно, я не должна показывать своё раздражение, злость и усталость ни детям, ни коллегам.
Так и работает она, улыбаясь всем вокруг, а внутри какая-то боль и отчаяние. Так и подходят к ней ученики: "Марь Иванна, а завтра что на урок принести?" Она им отвечает спокойно, а внутри себя ненавидит их и хочет просто покоя.
Ещё одну учительницу знаю, у которой я давно заметила выгорание. Она преподаёт математику и каждый год говорит: "Это будет последний учебный год, а потом уйду на пенсию. Не могу больше здесь работать вообще!" Проходит год, она остаётся: "Сейчас нельзя уходить. Моим в этом году ЕГЭ сдавать". Через год опять: "Это точно будет последний год. Сил моих больше нет! Вот выпущу ещё один этот класс и всё". Но проходит год, она снова остаётся: "Такой класс хороший. Такие ребятки приятные все, сильные. Надо этот класс довести до конца. Потом можно и уходить". На самом деле классного руководства у нее давно нет, а все классы, в которых она преподаёт математику, считает "своими". Все для неё хорошие. В этом примере учительница не ненавидит детей, в отличие от предыдущего примера. Но ей очень сложно работать, она, скорее, ненавидит саму себя и свою жизнь, а детей любит.
Такие разные примеры учительских выгораний. У каждого учителя своя история.
Было ли выгорание у меня самой? Я могу сказать, что у меня появляется капитальная усталость к концу учебного года. В апреле-мае мне кажется, что силы меня покидают, даже майские праздники не спасают. Считается ли это выгоранием? Я не считаю. Просто усталость, ей подвержены к концу учебного года и ученики, и их родители, и учителя.
Но я прекрасно понимаю всех своих коллег, и молодых, и пожилых, которые сталкиваются с профессиональным выгоранием. Им в этот момент нужна помощь и психологическая поддержка. Весь ужас в том, что ее им никто не оказывает. В нашей школе хороший психолог, который работает с учителями и их проблемами. А что в других школах?
Многим педагогам можно было бы помочь.
По итогам исследований проблема выгорания для учителей стоит на втором месте.
Это не шутки, а серьёзная проблема. Ведь на них смотрят сотни детей каждый день, и каждому ученику нужно донести знания. Выгоревший педагог не сделает это качественно.
Мало кто вообще сейчас заботится о психологическом здоровье наших педагогов. Все только требуют от них. Руководство, родители, ученики всё время что-то требуют, считая, что учителя обязаны делать свою работу безупречно и не уставать. Днем вести уроки, потом участвовать в семинарах/конкурсах/ собраниях/ курсах, заполнять отчётность, вечером проверять тетради, ночью готовиться к урокам. Тут до выгорания рукой подать.
А кто позаботится о самих учителях? Ведь вам проще сказать: "Если так сложно работать, то почему не уйдёте?"
А мы хотим совсем других слов услышать. Какую-то поддержку, одобрение, веру, благодарность, пожеланий сил, терпения, здоровья.
Берегите своих учителей!