Найти тему
Пахомов Петр

Арапетская=Аравийская= "О, Всепетая Мати" икона

Изображения этой иконы привести не удастся. Можно кратко объяснить, потому что ее никто не видел. Она бесспорно была, от нее происходили чудеса, но никто не может сказать, то ли в 301 году, то ли еще во времена апостола Фомы, поэтому один из дней празднования совпадает с днем памяти апостола Фомы: 6/19 октября. Сайт Азбука веры так раскрывает эту проблему: "Ара­пет­ская или Ара­вий­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри от­но­сит­ся к чис­лу наи­бо­лее древ­них икон, но из­вест­на толь­ко по име­ни. Све­де­ний же о ме­сте и вре­ме­ни ее яв­ле­ния не со­хра­ни­лось ни­ка­ких. Су­ще­ству­ют од­ни толь­ко до­гад­ки и пред­по­ло­же­ния по это­му во­про­су. Од­ни от­но­сят яв­ле­ние и про­слав­ле­ние ико­ны к на­ча­лу IV ве­ка, а имен­но к 301 го­ду. По дру­гим же ис­точ­ни­кам яв­ле­ние ее от­но­сит­ся к бо­лее ран­не­му вре­ме­ни – I ве­ку, и при­уро­чи­ва­ет­ся это со­бы­тие к то­му мо­мен­ту, ко­гда свя­той апо­стол Фо­ма рас­про­стра­нял свет еван­гель­ско­го уче­ния в Ин­дии.

Еще од­но на­име­но­ва­ние ико­ны – «О Все­пе­тая Ма­ти» свя­за­но с тем, что край «му­а­ро­во­го» ма­фо­рия Бо­го­ро­ди­цы укра­шен кай­мой с тек­стом стро­фы 13-го конда­ка Ве­ли­ко­го Ака­фи­ста на цер­ков­носла­вян­ском язы­ке: «О все­пе­тая Ма­ти, рожд­шая всех свя­тых Свя­тей­шее Сло­во, ны­неш­нее при­но­ше­ние при­ем­ши, от вся­ких на­па­сти из­ба­ви всех, и гря­ду­щия из­ми му­ки, во­пи­ю­щия Ти: Ал­ли­лу­иа». Кро­ме то­го, на кай­ме ма­фо­рия Бо­го­ма­те­ри мож­но про­чи­тать сло­ва, ко­то­ры­ми на­чи­на­ет­ся Ве­ли­кий Ака­фист: «Взбран­ной Во­е­во­де по­бе­ди­тель­ная, яко из­бав­ля­ше­ся от злых...». В рус­ской ико­но­пис­ной тра­ди­ции эта ико­но­гра­фия из­вест­на с XVII в" Возникает ощущение винегрета: то ли апостольское время, то ли незадолго до Миланского эдикта, то ли ащ после написания известного акафиста, составленного преподоьным Романом Сладкопевцем (+556). Как на древней иконы появились надписи на церковнославянском языке, совершенно неясно. проливает свет Православная энциклопедия: Прорись с А. и. приводится под 6 сент. в Сийском иконописном подлиннике посл. четв. XVII в., упоминание о ней содержится также в Клинцовском подлиннике кон. XVIII в.

А. и. представлена в своде чудотворных икон Божией Матери на гравюрах нач. XVIII в. работы Г. П. Тепчегорского и на иконах XVIII - нач. XX в., напр. на вологодской иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (ЧерМО), «Успение Богородицы и свод чудотворных икон Богоматери» XIX в. (ГТГ), иконе кон. XIX - нач. XX в. (ЦАК МДА). Иконография этих памятников отличается от традиционной, в частности, Младенец Христос изображен сидящим на правой руке Божией Матери, отсутствуют характерные изображения на мафории.

Арапетская икона

-2

-3

Согласно архиеп. Сергию (Спасскому), празднование А. и. не было отмечено в греч. и рус. месяцесловах (Месяцеслов. Т. 2. С. 274, Т. 3. С. 658), в т. ч. в офиц. календарях РПЦ XIX в. В совр. календаре РПЦ празднование А. и. указано и совершается 6 сент. " Суммируем празднование то ли 6 сентября, то ли 6 октября. Икона то ли Аравийская, то ли ближе название Индийская. Изображения икон довольно разнообразны и с церковнославянскими буквами. Нет, сведений, что какому-то иконописцу открылся внешний вид древней иконы. Создал какой-то иконописец образ, хороший образ, но для чего ему пытаться прославить его седой древностью? Очевидно,опираясь на авторитет Православной энциклопедии можно утверждать, что видимый нами образ возник в конце 17 века, весьма богатом на церковные события в России. Быть может какой-нибудь искусствовед (именно он) откроет нам историю возникновения этого образа. сам я никогда не устаю утверждать, что одно дело наука, а другое богословие. И пытаться подменить богословие наукой , что примерно сейчас и делается вещь очень опасное. кстати церковный всеобуч приведет к тому , что образуется слой церковных "ученных", а им надо делать открытия или хотя бы писать диссертации. Мы же смотря на икону, видим, что она хороша, молимся на нее, но нам совершенно не надо подтягивать седую древность, или ниспровергать существующую датировку,потому что мы верующие. А именно на это толкают исторические непонятки.