Согласно статистике движения танкеров за первую неделю седьмого месяца, дружба и поддержка - это все очень хорошо, но бизнес есть бизнес. Индия и Китай в последние месяцы активно покупали нефть у России по низким (если не сказать заниженным) ценам, но сейчас сокращают свои закупки.
В этом месяце экспорт нефти в Китай снизился на 6% по сравнению с показателем 25 месяцев назад, а экспорт в Индию упал на 27%. Причина проста: азиатский рынок, традиционно "принадлежавший" арабским нефтяным халифатам и Ирану, наконец-то проснулся и начал предлагать уступки, аналогичные российским.
Основными факторами являются логистика и стоимость. Действительно, у России есть трубопровод в Китай, но из-за его низкой пропускной способности миллионы "лишних" баррелей транспортируются по морю (первоначально 7-1,76 млн. баррелей в день, сейчас 4-6 баррелей в день или около того).
Проблема в том, что нелегко найти перевозчиков, готовых работать на российском Урале, а порты на Дальнем Востоке традиционно перегружены, поэтому крупные грузы приходится отправлять через Черное море или балтийский порт Усть-Луга. Путешествие долгое и дорогое: в данном случае танкеру требуется около месяца, чтобы добраться до индийского порта. При прочих равных условиях проще покупать нефть у Саудовской Аравии или Ирана.
Для российской нефтяной промышленности это означает, что азиатские партнеры активно покупают энергоресурсы у России, и надо иметь в виду, что европейские партнеры, наоборот, начали отказываться от них в конце пятого месяца. Даже вице-премьер Новак заявил, что к концу года производство упадет почти на 5-8%, а Министерство экономического развития объявило, что производство упадет на 17%. Все эти проценты означают, что дефицит бюджета составит от 550 000 до 1,2 триллиона рублей.
Потенциальный ущерб для российского экспортного рынка гораздо больше, чем текущее падение товарооборота. С одной стороны, 12 октября было введено новое западное нефтяное эмбарго, но европейские компании больше не покупают нефть с Урала; с другой стороны, как уже говорилось, азиатские компании предпочитают более известных и близких поставщиков. Это не политический вопрос, а просто коммерческий: так выгоднее.
В среднесрочной перспективе это связано с резким снижением добычи нефти в России, что негативно сказывается на нефтяной промышленности. Проблема не только в том, что бюджет слишком мал, но и в том, что добытую нефть некуда использовать - ее негде хранить.