Когда с высокого берега Синары вглядываешься в пёструю панораму Зырянки, вычленяя взглядом кирпичные купеческие дома XIX века, старые, но по-прежнему добротные крестьянские избы и прекрасный ансамбль Богоявленской церкви, подсознательно ожидаешь, что и история у этого зауральского села такая же пёстрая и богатая на интересные моменты. На деле же краеведческая литература и архивные источники оказываются на удивление скупы, невольно разочаровывая пытливый ум.
Зырянка была основана в 1709 году Тимофеем Борисовичем Зыряновым, который перебрался сюда вместе с сыновьями из Катайского острога. В то время жизнь на этих землях, страдавших от башкирских набегов, была неспокойной. Так что первыми жителями Зырянки наряду с её основателем были в основном служилые люди, а само поселение ещё долгое время оставалось по своей сути острогом – оборонительным пунктом. В 1727 году в Зырянке даже собирались возвести крепость для защиты расположенного неподалёку Каменского завода, но дело, как водится в России, растянулось на многие годы. Добро на строительство горное ведомство в итоге дало лишь в 1734 году, когда гипотетическая крепость уже утратила своё оборонное значение. От так и не реализованного проекта окончательно отказались в 1748 году. Быть может, зря, поскольку всего через тридцать лет после этого во время пугачевского бунта единственными в Зауралье, кто смогли дать отпор бесчинствовавшим в округе бандитам, стали монахи Далматовского монастыря, с честью выдержавшие долгую осаду и отбившие несколько отчаянных приступов.
Здесь, на некотором удалении от Уральского хребта, крестьяне не добывали руду и не ломали спины в шахтах. Их основным занятием было более привычное хлебопашество. Общий #уклад жизни тоже больше напоминал традиционный: в тёплое время года работали в поле, зимой валяли шерсть, плели корзины, выделывали кожи. Дважды в год в селе проводились торжки. На ярмарке сбывали зерно и изделия местного производства, взамен приобретая у приезжих купцов бакалейные и галантерейные товары. Оборот по общероссийским меркам был, конечно, незначительным, но сам факт наличия в селе ярмарки, как это часто бывает, стал мощным стимулом для его развития. В Зырянке одна за другой начали появляться купеческие лавки, затем настал черёд небольших мануфактур, земской управы, церковно-приходской школы, аптеки и даже банка. Своего расцвета Зырянка достигла в начале XX века, когда в селе насчитывалось 357 дворов с общим населением 1574 человека.
Первый деревянный #храм появился в Зырянке в 1733 году и был освящен во имя преподобного Сергия Радонежского. Церковь сгорела в конце 1781 года, но вскоре была восстановлена и в неизменном виде просуществовала вплоть до 1820 года, когда в селе был заложен новый каменный храм. Величественное сооружение – вариация на тему собора Святой Софии в Константинополе с классическими фронтонами, коринфскими колоннами и фресками в византийском стиле – неоднократно расширялось и достраивалось. К началу XX века в храме были освящены шесть престолов, а причт состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков.
Кстати, вплоть до революционного лихолетья в Зырянке и соседних сёлах существовала традиция совершать ежегодно 20 июля совместный #крестный ход на урочище Далеко. Эта #традиция уходила корнями в начало XIX века, когда местные жители несколько лет кряду страдали от засухи и неурожая. Дошедшая до наших дней #легенда гласит, что прихожане из Зырянки вышли в поле отслужить молебен о ниспослании дождя. Там они случайно повстречали прихожан из Пироговского и Колчеданского, пришедших с той же целью. На следующий день после общего молебна на Зауралье обрушился проливной дождь. В память об этом событии совместные крестные ходы на то самое поле стали совершать ежегодно.
К сожалению, XX век был неблагосклонным к селу. Революционные события, коллективизация, Великая Отечественная война, отток населения в города в годы хрущевской "оттепели" и, как последний гвоздь в крышку гроба, развал Советского Союза с последовавшим за ним беззаконием девяностых годов – все это здорово проредило население Зырянки, превратив большое процветающее село в опустевший населенный пункт. Заброшенные дома, неспешно растаскиваемые на щебень и металл постройки совхоза "Красные орлы", загаженный скрывающимися от жары коровами храм, ещё в советское время "переоборудованный" под зернохранилище – до боли знакомый пейзаж российской глубинки. В 2004 году в купол колокольни ударила молния. Пожар, охвативший деревянные перекрытия, сильно повредил ещё неплохо сохранившуюся кое-где настенную роспись. Сейчас население Зырянки не превышает 180 человек. Село находится на удалении от крупных городов, что делает его непривлекательным для постоянного проживания: от Екатеринбурга его отделяют около 125 километров, от Челябинска – чуть более 140, а от Кургана – все 250. Именно из-за этой непропорциональности Катайский район уже который год просится из Курганской области в Свердловскую – ну или хотя бы в Челябинскую, в состав которой он входил до 1942 года.
Хотя в окрестностях села есть несколько живописных скальных выходов, да и ансамбль Богоявленского храма явно заслуживает того, чтобы его увидеть, в настоящее время Зырянка привлекает в основном любителей камня. К западу от села расположено Синарское месторождение агата – одно из крупнейших в России. Агатовые жилы мощностью до 9 метров простираются на несколько километров вдоль правого берега Синары, а общие запасы месторождения оцениваются примерно в 1200 тонн первосортного камня. Промышленную разработку месторождения планировали начать ещё в советское время, но тогда не сложилось, а сейчас, в условиях наличия на рынке дешёвого сырья из Индии и Бразилии, его разработка просто нерентабельна. Поэтому-то #село и стало настоящей Меккой для уральских хитников. Обычный для Зауралья светлый берёзовый лесок вдоль и поперек изрыт траншеями, карьерами и шурфами, глубина многих из которых превышает десять метров.
Агат – #камень с богатой историей. Эта разновидность кварца со слоистой текстурой и полосчатой окраской с давних времен привлекала внимание человека, использовавшего её для изготовления резных украшений, сосудов и печатей. Древние египтяне лечили агатом укусы скорпионов и помещали камень в глазницы статуй для отпугивания тёмных сил. Средневековые алхимики верили, что камень добавляет хозяину красноречия, помогает усмирять сильные эмоции. Даже в эпоху Возрождения #агат по-прежнему считали камнем здоровья, процветания и долголетия, а доморощенные эскулапы были уверены, что лекарства, приготовленные в агатовых ступках, способствуют скорейшему излечению. Смею надеяться, что в наши дни все эти суеверия канули в Лету, однако агатовые ступки и пестики до сих пор считаются идеальными для химико-аналитических работ в силу высокой твердости камня.
В зависимости от формы слоёв на шлифе #агаты подразделяют на десятки разновидностей с "говорящими" названиями: звёздчатый, бастионный, моховой, пейзажный, деревянистый, глазковый. Цвет агата тоже может варьироваться в широких пределах. Агаты с чередующимися слоями серо-голубых оттенков принято называть сапфириновыми, красно-желтых – медовыми. Окрестности Зырянки славятся именно медовыми агатами. Понятно, что хороший камень теперь скрывается глубоко под землёй, но и в отвалах можно без труда отыскать небольшие кусочки агата, сердолика и яшмы, которые станут настоящим украшением любой личной коллекции минералов. Важно только соблюдать предельную осторожность, поскольку стенки шурфов ничем не укреплены и запросто могут обвалиться, если ненароком подойти слишком близко к краю. Да и просто поскользнуться на влажной глине тоже можно на раз.
Богоявленская церковь в Зырянке – далеко не единственный пребывающий в живописном запустении храм в этой части Урала, которую за глаза называют краем заброшенных церквей. Но эти места будут интересны не только любителям православной архитектуры – сравнительно недалеко от Зырянки расположены и другие интересные места, о которых я уже рассказывал на страницах своего канала ранее. Например, можно заехать в Усть-Багаряк, чтобы взглянуть на священный камень Махади-Таш. Не стоит обделять вниманием и Зотинскую пещеру с остатками поселения древних рудознатцев – кстати, недавно там побывала очередная археологическая экспедиция, о результатах работы которой нам ещё только предстоит узнать.