Найти тему
МИР (Море История Россия)

Первые потери войны на ЧФ. Налеты на Констанцу, о чем говорят документы?

Работа с документами по потерям дает очень много новой информации. Рассказы об авиации тема вообще очень "мутная", даже по первым дням войны. Хотя казалось бы...

23 июня 1941 года

А.Б.Широкорад в своей книге «Битва за Крым пишет:

«В течение 23 июня ВВС Черноморского флота произвели три налета на Констанцу. В них принимали участие два полка ВВС Черноморского флота: 2-й минно-торпедный авиаполк, вооруженный ДБ-ЗФ, и 40-й авиаполк, вооруженный бомбардировщиками СБ. Организационно оба полка входили в состав 63-й авиабригады.

Первый налет был произведен с 6 ч 35 мин до 7 ч 42 мин 63-й авиабригадой в составе 33 ДБ-3 и 27 СБ, которые бомбардировали зернохранилище, элеватор, нефтегавань и нефтегородок в Констанце, аэродром Мамайя и батарею в Тапая. В ходе налета был потерян один СБ.

Второй налет силами семи ДБ-3 был произведен с 13 ч 50 мин до 14 ч 04 мин. Наши самолеты бомбили военный мол, район железнодорожных мастерских и нефтегородок.

Третий налет девять ДБ-3 произвели в 17 ч 35 мин, сбросив бомбы на нефтегородок, железнодорожные мастерские и элеватор.

В тот же день в 13 ч 04 мин шесть СБ бомбили склады и транспорты в Сулине. А всего за сутки на Констанцу и Сулину было сброшено 54 бомбы ФАБ-500, 22 ФАБ-250, 90 ФАБ-100 и 336 ЗАБ-2,5.

Румыны утверждали, что в течение этих трех налетов было сбито восемь бомбардировщиков ДБ-ЗФ и восемь СБ».

Вот источник. Это "Хроника ВОВ на Черноморском театре" выпуск 1
Вот источник. Это "Хроника ВОВ на Черноморском театре" выпуск 1

Да, это верные данные (почти). Налеты начались в ночь с 22 на 23.06.1941 года. Действовала 63- я тяжелобомбардировочная авиабригада дальнего действия ВВС ВМФ (ставшая потом 2-й гвардейской МТАД). Командир полковник Хатиашвили (08.40—10.42). К 22.06.41 г. Управление авиабригады и значительная часть самолетов находились в Сарабузе (совр. Гвардейское).

В ее составе было два авиаполка:

-2-й мтап ЧФ (затем 5 гмтап ВМФ). Командир майор Алексей Григорьевич Биба

-40-й бап ЧФ Командир - полковник А.Г.Мохирев

Именно они наносили удары. Д.Б.Хазанов утверждает, что потерян был не только один СБ из 40-го бомбардировочного авиаполка ЧФ и один разбился при посадке. Он указывает:

«Наши экипажи успешно справились с трудностями, и большинство из них весьма метко сбросили бомбы по целям, что отражено в оптимистических докладах летчиков и штурманов. По их данным, пожары отмечались в городе, порту, на территории нефтехранилищ. Вероятно, противнику был нанесен заметный ущерб, а все наши самолеты благополучно вернулись на свои аэродромы. Едва бомбардировщики приземлились, как последовал приказ готовить машины к повторному вылету.

Однако на основе документов и воспоминаний участников событий можно прийти к выводу: далеко не все обстояло благополучно. Так, на пути к цели экипажи 5-й эскадрильи 40-го бап потеряли друг друга в сумерках и к объекту подходили по одному. Еще при приближении к Констанце служба ПВО противника засекла наши самолеты, а зенитчики помешали экипажам бомбить прицельно. Большинство из 24 «соток» (авиабомб ФАБ-100), сброшенных с четырех бомбардировщиков, упали в море. При возвращении домой был сбит СБ ст. лейтенанта П.А. Чернышева – вместе с летчиком погибли штурман лейтенант А.И. Зорин и стрелок-радист сержант В.П. Шарыгин».

СБ 40-го бап
СБ 40-го бап

Да, это СБ, но он не из 5-й эскадрильи, как указывает Д.Б.Хазанов, а из 4-й (но это не принципиально). Зам командира 4-й авиаэскадрильи Петр Гаврилович Чернышев (и его стрелок-бомбардир лейтенант Зорин Алексей Ильич) числятся пропавшими без вести. «В.П.Шарыгин» по спискам потерь не фигурирует, зато есть ст. сержант Шарагин Василий Петрович, входивший в тот же экипаж.

«При бомбардировке Сулины самолеты появились внезапно для врага, но на обратном маршруте разбилась машина ст. лейтенанта Ф. Ковалева из 2-й эскадрильи; при столкновении с горой погиб штурман лейтенант В.Ф. Тимченко, а два других члена экипажа получили тяжелые ранения». Почти правильно, только лейтенант В.Ф.Тимченко являлся адъютантом 5-й авиаэскадрильи (а, не 2-й). далее он указывает:

«В тот день с восходом солнца в небо поднялись 64 самолета, но из-за различных неисправностей отдельные машины вынуждены были прекратить выполнение задания. Группы вели командиры эскадрилий или их заместители Ф. Чумичев, И. Арсеньев, И. Скориков, Г. Селиванов, а также зам. командира 2-го мтап Герой Советского Союза майор Н.А. Токарев, инспектор по технике пилотирования 63-й авиабригады майор А.Г. Совин. Первые бомбардировщики приблизились к Констанце в 6 ч 35 мин. До 7 ч 42 мин 33 ДБ-3 и 27 СБ атаковали зернохранилище, элеватор, нефтегавань и нефтегородок, близлежащий аэродром Мамайя и батарею в Тапая.

Противник оказал сильное противодействие. Как отмечали румыны, в городе и крепости действительно в результате налета возникли серьезные разрушения, а вот близлежащие аэродромы не пострадали. Во всяком случае, с Мамайи и Сюит-Геола беспрепятственно действовали румынские истребители. Вылетевшие на перехват истребители ПВО Констанцы каких-либо успехов в тот день не добились. А вот лейтенант X. Агаричи (Н. Agarici) из 53-й эскадрильи, которому командир эскадрильи капитан Э. Георгеску (Е. Georgescu) приказал перегнать «Харрикейн» для ремонта в Бухарест, по иронии судьбы, неожиданно наткнулся на возвращавшуюся группу СБ. Румынский летчик воспользовался предоставленным шансом и заявил о трех победах, из которых две ему зачли наземные службы. В действительности был сбит бомбардировщик 1-й эскадрильи 40-го бап, который пилотировал лейтенант Я. Никонов, и судьба экипажа осталась неизвестной».

Нет, почему, известна, только экипаж Якова Александровича Никонова принадлежал не 40-му БАП, а 3-му учебному разведывательному авиаполку (УРАП) ВВС ЧФ. Экипаж спасся, но был взят в плен (Я.А.Никонов вернулся на Родину, судьба стрелка радиста Удод А.М. неизвестна). 3-й УРАП базировался в Джанкое. На 22.06.41 г. имел на вооружении 11 СБ, 10 И-15бис, 6 И-153. Его самолеты не принимали участие в этом налете.

Зато, есть еще один погибший во время этого налета экипаж СБ из 40-го бап (экипаж командира звена ст. л-та Шерементьева П.В., стрелок –бомбардир ст. л-т Часовников). Именно он был сбит в этом налете, а, не экипаж Я.Никонова.

Еще дважды группы бомбардировщиков ДБ-3 из 2-го мтап 23 июня проникали к Констанце: в 13 ч 50 мин семь самолетов бомбили причал, а в 17 ч 35 мин девять машин сбросили бомбы на элеватор и железнодорожные мастерские. При этом, например, нефтегавань подвергалась атакам все три раза. По нашим данным, в течение второго дня войны на объекты Констанцы и Сулины (последнюю бомбили СБ из 40-го бап; наиболее сильно пострадали склады, а попаданий в корабли и суда не было) упало 54 ФАБ-500, 22 ФАБ-250, 90 ФАБ-100. Кроме того, экипажи 2-й эскадрильи 40-го бап сбросили 336 зажигалок ЗАБ-2,5 на нефтегородок.

К вечеру в обоих румынских городах было множество пожаров. На воздух взлетели немецкий склад боеприпасов и румынский склад морских мин, загорелись бензиновые цистерны и пакгаузы с хлопком. Гражданское население в панике металось по узким улицам, постоянно прислушиваясь к звукам моторов самолетов. Бойцы местной ПВО пытались оказать помощь пострадавшим, выносили из домов убитых и раненых. По немецким данным, примерно 50 бомбардировщиков (или каждый второй из вылетевших) в шести атаках точно сбросили около 100 авиабомб. Одна из них попала в здание почты и телеграфа, надолго прервав связь Констанцы с Бухарестом. Первые потери понесли войска немецкой военной миссии в Румынии: близким разрывом были убиты пять солдат 4-го дивизиона 254-го зенитного полка, а всего погибло 48 человек, преимущественно это были немецкие военнослужащие.

В целом 23 июня принес заметный успех ВВС ЧФ при незначительных потерях. Правда, 11 самолетов вернулись с серьезными повреждениями от зенитного огня и обстрела истребителей, они нуждались в ремонте.

-3

24 июня 1941 года.

А.Б.Широкорад дает следующие данные:

«Утром 24 июня с 6 ч 00 мин до 6 ч 35 мин 14 бомбардировщиков ДБ-ЗФ и 18 СБ вновь бомбили порт в Констанце и близлежащий аэродром Мамайя. На подходе к Констанце наши самолеты встретили 16 румынских истребителей Хе-113. Советские самолеты сумели отбомбиться, но потеряли три ДБ-ЗФ и семь СБ. По сообщениям наших летчиков, было сбито 11 румынских истребителей, но это, видимо, преувеличение. На аэродроме Мамайя, по германским данным, было уничтожено три истребителя Ме-109Ф.

Вечером Констанцу бомбили два ДБ-ЗФ. Их перехватили германские истребители. Наш бомбардировщик ДБ-ЗФ сбил один Ме-109Ф, но пилот оберфельдфебель Вальтер спрыгнул с парашютом и был спасен румынским гидросамолетом SM-62.

Всего за день авиация Черноморского флота произвела на Констанцу 40 самолето-вылетов, сбросив две ФАБ-100, 21 ФАБ-500, 30 ФАБ-250, 18 ФАБ-100 и шесть РРАБ-3».

Д.Б.Хазанов указывает: «По данным противника, утром 24 июня они перехватили группу, по крайней мере, из 20 бомбардировщиков с красными звездами на подходе к Констанце и Мамайе, добились многочисленных побед. Их счет открыл обер-ефрейтор Ф. Ваховяк (F. Wachowiak) – сбитый им в 7 ч 15 мин по среднеевропейскому времени бомбардировщик упал на окраине Констанцы. Немцы утверждают: истребители III/JG52 сбили в ходе вылета 12 ДБ-3, еще 4 победы одержали румынские истребители, а дивизионы из 254-го и 905-го зенитных полков добились прямых попаданий в СБ и ДБ-3 над Констанцей».

С одной стороны, он указывает, что «… Реальность была не столь однозначной. Советская сторона задействовала 18 СБ и 16 ДБ-3, сбросивших 32,5 т фугасных бомб, включая 12 тяжелых ФАБ-500, и признала потерю 7 и 3 машин соответственно.».

Так сколько же было потеряно самолетов в реальности? По факту получается меньше.

-экипаж л-та Коршунова П.В. 40-й бап в составе лейтенант Окусов П.Д., мл. л-т Геворкян Л.Н.

-экипаж ст.л-та Комарова И.Я. (стрелок-бомбардир л-т Зайцев, радист сержант Чепиженко И.С.) 40-й бап самолет подбит, упал в море в районе Констанцы

-экипаж мл. л-та Дрозда И.И. (стрелок-бомбардир мл. л-т Федосов, стрелок –радист сержант Новак) 40-й бап

Это самолеты типа СБ (которые были на вооружении полка)

-экипаж ст. л-та Пешехонова П.С. из 2-го ап (стрелок-бомбардир лейтенант Добыш П.Л. стрелок-радист сержант Сорокин А.И.)

-экипаж л-та Паламарчука И.Н.(стрелок-бомбардир лейтенант Ермаков П.А.) оба выпрыгнули с парашютом, пленены. Стрелок-радист сержант Канин пропал без вести (скорее всего, погиб с самолетом)

Оба экипажа из 4-й эскадрильи 2-го авиаполка, (самолеты ДБ-3Ф)

Таким образом, 24.06.1941 года потеряны пять самолетов, а не 10, как указывает Д.Б.Хазанов. Вроде бы меньше. Но есть нюанс: в налете участвовал и 3-й учебный разведывательный авиаполк, и он тоже понес потери.

-экипаж капитана Иващенко В.Ф. зам. командира 1-й авиаэскадрильи 3-го урап (командир погиб, штурман капитан Григорьев В.В. попал в плен, радист к/ф Варфоломеев пропал без вести, скорее всего, погиб с самолетом)

-экипаж л-та Логвинова А.В. (ст. л-т Ненидин, радист к/ф Пакшин)

-экипаж ст. л-та Губкина В.В.

Суммарно, получается 8 самолетов (все равно, не 10) Пока больше не вылавливается. В любом случае, данные Д.Хазанова неточны.

Откуда что берется? Смотрим "Хронику..." Да вот эти данные:

Это та же "Хроника" передранная много раз разными авторами
Это та же "Хроника" передранная много раз разными авторами

Но, видимо, потерь командованию показалось мало. Процитирую «Хронику Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре»: «Командующий ЧФ указал командиру 63-й авиабригады, что, несмотря на большое количество вылетов для бомбардировки транспортов и мониторов противника, самолеты не потопили ни одного вражеского корабля. Это произошло потому, что летчики бригады не предпринимали решительных атак и производили сбрасывание бомб по двигавшимся судам с высоты 4000–6000 м. Командующий приказал более решительно атаковать корабли противника и в случае необходимости сбрасывать бомбы со снижением до 600 м»