Работа с документами по потерям дает очень много новой информации. Рассказы об авиации тема вообще очень "мутная", даже по первым дням войны. Хотя казалось бы...
23 июня 1941 года
А.Б.Широкорад в своей книге «Битва за Крым пишет:
«В течение 23 июня ВВС Черноморского флота произвели три налета на Констанцу. В них принимали участие два полка ВВС Черноморского флота: 2-й минно-торпедный авиаполк, вооруженный ДБ-ЗФ, и 40-й авиаполк, вооруженный бомбардировщиками СБ. Организационно оба полка входили в состав 63-й авиабригады.
Первый налет был произведен с 6 ч 35 мин до 7 ч 42 мин 63-й авиабригадой в составе 33 ДБ-3 и 27 СБ, которые бомбардировали зернохранилище, элеватор, нефтегавань и нефтегородок в Констанце, аэродром Мамайя и батарею в Тапая. В ходе налета был потерян один СБ.
Второй налет силами семи ДБ-3 был произведен с 13 ч 50 мин до 14 ч 04 мин. Наши самолеты бомбили военный мол, район железнодорожных мастерских и нефтегородок.
Третий налет девять ДБ-3 произвели в 17 ч 35 мин, сбросив бомбы на нефтегородок, железнодорожные мастерские и элеватор.
В тот же день в 13 ч 04 мин шесть СБ бомбили склады и транспорты в Сулине. А всего за сутки на Констанцу и Сулину было сброшено 54 бомбы ФАБ-500, 22 ФАБ-250, 90 ФАБ-100 и 336 ЗАБ-2,5.
Румыны утверждали, что в течение этих трех налетов было сбито восемь бомбардировщиков ДБ-ЗФ и восемь СБ».
Да, это верные данные (почти). Налеты начались в ночь с 22 на 23.06.1941 года. Действовала 63- я тяжелобомбардировочная авиабригада дальнего действия ВВС ВМФ (ставшая потом 2-й гвардейской МТАД). Командир полковник Хатиашвили (08.40—10.42). К 22.06.41 г. Управление авиабригады и значительная часть самолетов находились в Сарабузе (совр. Гвардейское).
В ее составе было два авиаполка:
-2-й мтап ЧФ (затем 5 гмтап ВМФ). Командир майор Алексей Григорьевич Биба
-40-й бап ЧФ Командир - полковник А.Г.Мохирев
Именно они наносили удары. Д.Б.Хазанов утверждает, что потерян был не только один СБ из 40-го бомбардировочного авиаполка ЧФ и один разбился при посадке. Он указывает:
«Наши экипажи успешно справились с трудностями, и большинство из них весьма метко сбросили бомбы по целям, что отражено в оптимистических докладах летчиков и штурманов. По их данным, пожары отмечались в городе, порту, на территории нефтехранилищ. Вероятно, противнику был нанесен заметный ущерб, а все наши самолеты благополучно вернулись на свои аэродромы. Едва бомбардировщики приземлились, как последовал приказ готовить машины к повторному вылету.
Однако на основе документов и воспоминаний участников событий можно прийти к выводу: далеко не все обстояло благополучно. Так, на пути к цели экипажи 5-й эскадрильи 40-го бап потеряли друг друга в сумерках и к объекту подходили по одному. Еще при приближении к Констанце служба ПВО противника засекла наши самолеты, а зенитчики помешали экипажам бомбить прицельно. Большинство из 24 «соток» (авиабомб ФАБ-100), сброшенных с четырех бомбардировщиков, упали в море. При возвращении домой был сбит СБ ст. лейтенанта П.А. Чернышева – вместе с летчиком погибли штурман лейтенант А.И. Зорин и стрелок-радист сержант В.П. Шарыгин».
Да, это СБ, но он не из 5-й эскадрильи, как указывает Д.Б.Хазанов, а из 4-й (но это не принципиально). Зам командира 4-й авиаэскадрильи Петр Гаврилович Чернышев (и его стрелок-бомбардир лейтенант Зорин Алексей Ильич) числятся пропавшими без вести. «В.П.Шарыгин» по спискам потерь не фигурирует, зато есть ст. сержант Шарагин Василий Петрович, входивший в тот же экипаж.
«При бомбардировке Сулины самолеты появились внезапно для врага, но на обратном маршруте разбилась машина ст. лейтенанта Ф. Ковалева из 2-й эскадрильи; при столкновении с горой погиб штурман лейтенант В.Ф. Тимченко, а два других члена экипажа получили тяжелые ранения». Почти правильно, только лейтенант В.Ф.Тимченко являлся адъютантом 5-й авиаэскадрильи (а, не 2-й). далее он указывает:
«В тот день с восходом солнца в небо поднялись 64 самолета, но из-за различных неисправностей отдельные машины вынуждены были прекратить выполнение задания. Группы вели командиры эскадрилий или их заместители Ф. Чумичев, И. Арсеньев, И. Скориков, Г. Селиванов, а также зам. командира 2-го мтап Герой Советского Союза майор Н.А. Токарев, инспектор по технике пилотирования 63-й авиабригады майор А.Г. Совин. Первые бомбардировщики приблизились к Констанце в 6 ч 35 мин. До 7 ч 42 мин 33 ДБ-3 и 27 СБ атаковали зернохранилище, элеватор, нефтегавань и нефтегородок, близлежащий аэродром Мамайя и батарею в Тапая.
Противник оказал сильное противодействие. Как отмечали румыны, в городе и крепости действительно в результате налета возникли серьезные разрушения, а вот близлежащие аэродромы не пострадали. Во всяком случае, с Мамайи и Сюит-Геола беспрепятственно действовали румынские истребители. Вылетевшие на перехват истребители ПВО Констанцы каких-либо успехов в тот день не добились. А вот лейтенант X. Агаричи (Н. Agarici) из 53-й эскадрильи, которому командир эскадрильи капитан Э. Георгеску (Е. Georgescu) приказал перегнать «Харрикейн» для ремонта в Бухарест, по иронии судьбы, неожиданно наткнулся на возвращавшуюся группу СБ. Румынский летчик воспользовался предоставленным шансом и заявил о трех победах, из которых две ему зачли наземные службы. В действительности был сбит бомбардировщик 1-й эскадрильи 40-го бап, который пилотировал лейтенант Я. Никонов, и судьба экипажа осталась неизвестной».
Нет, почему, известна, только экипаж Якова Александровича Никонова принадлежал не 40-му БАП, а 3-му учебному разведывательному авиаполку (УРАП) ВВС ЧФ. Экипаж спасся, но был взят в плен (Я.А.Никонов вернулся на Родину, судьба стрелка радиста Удод А.М. неизвестна). 3-й УРАП базировался в Джанкое. На 22.06.41 г. имел на вооружении 11 СБ, 10 И-15бис, 6 И-153. Его самолеты не принимали участие в этом налете.
Зато, есть еще один погибший во время этого налета экипаж СБ из 40-го бап (экипаж командира звена ст. л-та Шерементьева П.В., стрелок –бомбардир ст. л-т Часовников). Именно он был сбит в этом налете, а, не экипаж Я.Никонова.
Еще дважды группы бомбардировщиков ДБ-3 из 2-го мтап 23 июня проникали к Констанце: в 13 ч 50 мин семь самолетов бомбили причал, а в 17 ч 35 мин девять машин сбросили бомбы на элеватор и железнодорожные мастерские. При этом, например, нефтегавань подвергалась атакам все три раза. По нашим данным, в течение второго дня войны на объекты Констанцы и Сулины (последнюю бомбили СБ из 40-го бап; наиболее сильно пострадали склады, а попаданий в корабли и суда не было) упало 54 ФАБ-500, 22 ФАБ-250, 90 ФАБ-100. Кроме того, экипажи 2-й эскадрильи 40-го бап сбросили 336 зажигалок ЗАБ-2,5 на нефтегородок.
К вечеру в обоих румынских городах было множество пожаров. На воздух взлетели немецкий склад боеприпасов и румынский склад морских мин, загорелись бензиновые цистерны и пакгаузы с хлопком. Гражданское население в панике металось по узким улицам, постоянно прислушиваясь к звукам моторов самолетов. Бойцы местной ПВО пытались оказать помощь пострадавшим, выносили из домов убитых и раненых. По немецким данным, примерно 50 бомбардировщиков (или каждый второй из вылетевших) в шести атаках точно сбросили около 100 авиабомб. Одна из них попала в здание почты и телеграфа, надолго прервав связь Констанцы с Бухарестом. Первые потери понесли войска немецкой военной миссии в Румынии: близким разрывом были убиты пять солдат 4-го дивизиона 254-го зенитного полка, а всего погибло 48 человек, преимущественно это были немецкие военнослужащие.
В целом 23 июня принес заметный успех ВВС ЧФ при незначительных потерях. Правда, 11 самолетов вернулись с серьезными повреждениями от зенитного огня и обстрела истребителей, они нуждались в ремонте.
24 июня 1941 года.
А.Б.Широкорад дает следующие данные:
«Утром 24 июня с 6 ч 00 мин до 6 ч 35 мин 14 бомбардировщиков ДБ-ЗФ и 18 СБ вновь бомбили порт в Констанце и близлежащий аэродром Мамайя. На подходе к Констанце наши самолеты встретили 16 румынских истребителей Хе-113. Советские самолеты сумели отбомбиться, но потеряли три ДБ-ЗФ и семь СБ. По сообщениям наших летчиков, было сбито 11 румынских истребителей, но это, видимо, преувеличение. На аэродроме Мамайя, по германским данным, было уничтожено три истребителя Ме-109Ф.
Вечером Констанцу бомбили два ДБ-ЗФ. Их перехватили германские истребители. Наш бомбардировщик ДБ-ЗФ сбил один Ме-109Ф, но пилот оберфельдфебель Вальтер спрыгнул с парашютом и был спасен румынским гидросамолетом SM-62.
Всего за день авиация Черноморского флота произвела на Констанцу 40 самолето-вылетов, сбросив две ФАБ-100, 21 ФАБ-500, 30 ФАБ-250, 18 ФАБ-100 и шесть РРАБ-3».
Д.Б.Хазанов указывает: «По данным противника, утром 24 июня они перехватили группу, по крайней мере, из 20 бомбардировщиков с красными звездами на подходе к Констанце и Мамайе, добились многочисленных побед. Их счет открыл обер-ефрейтор Ф. Ваховяк (F. Wachowiak) – сбитый им в 7 ч 15 мин по среднеевропейскому времени бомбардировщик упал на окраине Констанцы. Немцы утверждают: истребители III/JG52 сбили в ходе вылета 12 ДБ-3, еще 4 победы одержали румынские истребители, а дивизионы из 254-го и 905-го зенитных полков добились прямых попаданий в СБ и ДБ-3 над Констанцей».
С одной стороны, он указывает, что «… Реальность была не столь однозначной. Советская сторона задействовала 18 СБ и 16 ДБ-3, сбросивших 32,5 т фугасных бомб, включая 12 тяжелых ФАБ-500, и признала потерю 7 и 3 машин соответственно.».
Так сколько же было потеряно самолетов в реальности? По факту получается меньше.
-экипаж л-та Коршунова П.В. 40-й бап в составе лейтенант Окусов П.Д., мл. л-т Геворкян Л.Н.
-экипаж ст.л-та Комарова И.Я. (стрелок-бомбардир л-т Зайцев, радист сержант Чепиженко И.С.) 40-й бап самолет подбит, упал в море в районе Констанцы
-экипаж мл. л-та Дрозда И.И. (стрелок-бомбардир мл. л-т Федосов, стрелок –радист сержант Новак) 40-й бап
Это самолеты типа СБ (которые были на вооружении полка)
-экипаж ст. л-та Пешехонова П.С. из 2-го ап (стрелок-бомбардир лейтенант Добыш П.Л. стрелок-радист сержант Сорокин А.И.)
-экипаж л-та Паламарчука И.Н.(стрелок-бомбардир лейтенант Ермаков П.А.) оба выпрыгнули с парашютом, пленены. Стрелок-радист сержант Канин пропал без вести (скорее всего, погиб с самолетом)
Оба экипажа из 4-й эскадрильи 2-го авиаполка, (самолеты ДБ-3Ф)
Таким образом, 24.06.1941 года потеряны пять самолетов, а не 10, как указывает Д.Б.Хазанов. Вроде бы меньше. Но есть нюанс: в налете участвовал и 3-й учебный разведывательный авиаполк, и он тоже понес потери.
-экипаж капитана Иващенко В.Ф. зам. командира 1-й авиаэскадрильи 3-го урап (командир погиб, штурман капитан Григорьев В.В. попал в плен, радист к/ф Варфоломеев пропал без вести, скорее всего, погиб с самолетом)
-экипаж л-та Логвинова А.В. (ст. л-т Ненидин, радист к/ф Пакшин)
-экипаж ст. л-та Губкина В.В.
Суммарно, получается 8 самолетов (все равно, не 10) Пока больше не вылавливается. В любом случае, данные Д.Хазанова неточны.
Откуда что берется? Смотрим "Хронику..." Да вот эти данные:
Но, видимо, потерь командованию показалось мало. Процитирую «Хронику Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре»: «Командующий ЧФ указал командиру 63-й авиабригады, что, несмотря на большое количество вылетов для бомбардировки транспортов и мониторов противника, самолеты не потопили ни одного вражеского корабля. Это произошло потому, что летчики бригады не предпринимали решительных атак и производили сбрасывание бомб по двигавшимся судам с высоты 4000–6000 м. Командующий приказал более решительно атаковать корабли противника и в случае необходимости сбрасывать бомбы со снижением до 600 м»