Найти в Дзене
IQ Media

Как цифровые платформы меняют нашу жизнь? Взгляд социолога

Оглавление
Фото: iStock
Фото: iStock

Мы неизбежно оставляем информационный след в интернете в процессе общения, покупок, игры. Бизнес, построенный на извлечении прибыли из этих данных, — новая реальность. О том, что изменилось в нашей жизни со взлетом платформенной экономики, рассказал первый проректор НИУ ВШЭ, профессор кафедры экономической социологии Вадим Радаев на лекции в рамках Всероссийского фестиваля NAUKA 0+.

Новая власть как черный ящик

Однажды Вадим Радаев взялся найти месторасположение одной небольшой юридической компании. «Я открыл карту Google Maps, и на ней сразу обозначилась искомая мною фирма, — рассказывает профессор. — Ловко я ее нашел! А потом понял: я же не вбивал запрос».

Виртуальные платформы сегодня играют значимую роль в нашей жизни, делая ее проще, но каждый раз при взаимодействии с такого рода таргетированной рекламой остается «неприятный осадочек». «Просто хочется понимать, какая механика у этого процесса и, главное, в каких еще целях используется собранная информация», — замечает Вадим Радаев.

Вадим Радаев, фото: Высшая школа экономики
Вадим Радаев, фото: Высшая школа экономики

С появлением цифровых платформ появляется и новый источник власти — алгоритмическое управление. «Причем эти алгоритмы для нас являются черным ящиком: мы не знаем, что там происходит, — отмечает профессор. — Это находится вне нашей власти».

Платформы используют данные о поведении пользователей для извлечения прибыли. «Сначала они используются для того, чтобы улучшить платформу. Но затем они начинают ими торговать», — говорит Вадим Радаев. Платформы создают таргетированную рекламу, то есть алгоритм настроен на желание пользователя.

Данные являются побочным продуктом нашей деятельности в интернете: общение, покупки, игры — все это оставляет информационный след. Бизнес, построенный на извлечении прибыли из этого следа, — это «совершенно новая история», добавляет профессор. И мы живем в эпоху стремительного взлета цифровых платформ. Успех компаний, опирающихся на такого рода платформы, был закреплен и в экономике: они демонстрировали и продолжают демонстрировать бурный рост — десятки процентов в год.

Вытеснение и поглощение

Что послужило причиной такого роста и почему платформы смогли с невероятной скоростью захватить рынок? Вадим Радаев выделяет несколько причин. Во-первых, это технологии: увеличение оперативной памяти, развитие облачных технологий, внедрение самообучающихся систем, массовое подключение устройств с выходом в Сеть — все это послужило обеспечению технологической базы для цифровых платформ.

Есть и экономические причины — это политика низких кредитных ставок и особая структура акционерных капиталов. «Они агрессивно поглощают все вокруг, все, что шевелится. Например, Google к этому году осуществила 236 поглощений», — отмечает ученый.

Третий фактор — изменения в социальной структуре и в коммуникативных предпочтениях людей с развитием интернета. Особенно это актуально для последних лет. «Плюс пандемия, практика удаленной работы, аутсорсинг — все это способствовало их росту», — добавляет он.

Фото: iStock
Фото: iStock

Изменяется и структура рынка. Появляется новый тип рыночной формы — цифровые платформы, которые обладают рядом специфических свойств, но самое главное — они не продавцы и не покупатели, а просто распорядители данных. Теперь работников и поставщиков оцениваем мы — сами пользователи, используя разного рода системы, а конкуренция складывается в виде борьбы за видимость на этих платформах.

Отвечая на вопрос «А что же с этим делать?», Вадим Радаев признал, что универсального решения нет, но и речь пока идет не о «цифровом тоталитаризме», а о «цифровом инструментализме» — идее использования наших данных для развития бизнеса, а не для контроля над нами. Но вот что ждет нас в будущем — большой вопрос. Впрочем, есть надежда, что и с этими вызовами наука справится, хоть это и будет нелегко.

По материалам HSE Daily