На последнем заседании комитета Заксобрания по транспортной политике Контрольно-счетная палата Новосибирской области озвучила результаты обследования законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на реализацию мероприятий по созданию интеллектуальной транспортной системы Новосибирской агломерации в 2020 – 2021 годах и за текущий период 2022 года.
Как сообщил аудитор палаты Валерий Алехин, техно-рабочим проектом ИТС Новосибирской агломерации предусмотрено создание на региональном уровне единой платформы управления транспортной системой, в которую входит геоинформационная система сбора, хранения, анализа и графической визуализации данных. Общая стоимость создания ИТС Новосибирской агломерации, включая стоимостные показатели техно-рабочих проектов муниципальных образований – городов Новосибирска, Бердска, Искитима, Обь, рабочего поселка Кольцово и Новосибирского района составляет 5 млрд 292 млн рублей.
На реализацию мероприятий по созданию ИТС Новосибирской агломерации, в соответствии с законом об областном бюджете на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов, предусмотрены средства из федерального бюджета в размере 852,3 млн рублей.
Валерий Алехин отметил, что на создание ИТС Новосибирской агломерации в законах об областном бюджете на 2020 и 2021 годы планировались средства в размере 310 млн руб. и 80 млн руб., которые Минтрансом региона из-за отсутствия техно-рабочих проектов были не использованы и возвращены в федеральный бюджет.
Контракт по созданию и внедрению элементов ИТС Новосибирской агломерации заключен 16 мая 2022 с единственным поставщиком – АО «СИТРОНИКС». Государственным заказчиком является ГКУ НСО ЦОДД. Цена контракта определена методом сопоставимых рыночных цен в размере 378,6 млн руб.
Аудитор обратил внимание, что стоимость работ, которые будут выполнены в соответствии с контрактом, исходя из данных сметной документации, составляет 670,4 млн руб. Таким образом, начальная максимальная цена контракта меньше сметной стоимости на 43,5%. По оценке КСП, удешевление технических решений может сказаться на качестве создаваемой ИТС.
Сегодня есть проблемы с покрытием системы 5G, оборудованием, программным обеспечением. Впрочем, Николай Пожидаев, президент АО «СИТРОНИКС» уверен, что технологические отечественные решения, которые сейчас могут применяться на объектах критической инфраструктуры, до 2025 года появятся.
Главное, чтобы регион не сбавлял темпов работ, не упускал финансовых возможностей из-за организационных и технических сбоев, как это уже случилось в 2020-2021 годах, когда в федеральный бюджет были возвращены уже запланированные 390 млн рублей. При этом, формирующуюся систему нужно создавать с прицелом на будущее. Важно осознавать, что и через 10-15 лет регион будет эксплуатировать ту систему, которую выбирает сегодня. И по мере развития территории круг решаемых задач будет расширяться, а ожидания от функциональных возможностей системы — расти.
Ведь задача интеллектуальной системы крайне просто формулируется — повышение безопасности дорожного движения и снижение транспортных заторов (пробок). Тем самым повышается не только комфорт, но и улучшается экономическая ситуация в регионе.
Интеллектуальные транспортные системы - фундамент для будущего
19 октября 202219 окт 2022
2 мин