Найти тему
Prichod.ru: Чем живет Церковь?

Околоцерковные суеверия: свеча – не пульт от телевизора

– Батюшка, за меня поставили свечку за упокой, – плачет женщина-врач лет сорока. – Я сразу стала болеть. Что мне делать теперь, как жить?

Хочется просто сказать в ответ одно слово: «Бред!» Но ведь плачет, страдает.

– Не бойся, – говорю, – это не действует. Бог милостив, Он тебя не оставит.

Вроде бы немного успокоилась. Ну и ладно.

А на другой день молодая девчонка примерно с теми же словами. Тут уж можно ответить и построже: «Ты в институте учишься? А на занятия, случайно, не на метле летаешь?» Улыбнулась: «Думаете, это все глупости? Я и сама не суеверная, но родители что-то испугались, в церковь послали».

Свеча – не пульт от телевизора

Давайте разберемся со свечой «за упокой» – может быть, тогда станут понятнее и другие околоцерковные суеверия. Необходимо выделить все ключевые моменты данного действа и рассмотреть их по порядку.

Во-первых, некий злонамеренный человек (назовем его условно Каин) идет в храм Божий с целью навредить пострашнее своему знакомому (условно Авелю). Каин – это не просто злодей или дурак, он наглядное, утрированное воплощение значительной части верующих. «Только не нас!» – скажете вы. Хорошо, посмотрим, во что верит Каин. Он идет в храм ставить свечу, а не в подворотню с бейсбольной битой. Следовательно, считает, что в Церкви есть сила, способная влиять на судьбу – нужно лишь вступить с ней в контакт, а лучшим способом контакта с Высшей силой будет установка свечи в нужном месте в нужное время.

По его мнению, свеча для Бога – как пульт для телевизора: куда нажмешь, то и увидишь. Поставишь у иконы Матроны – детей родишь, у Спиридона – разбогатеешь, у Пантелеимона – выздоровеешь, а у канона – так умрешь или хотя бы заболеешь. Господь увидит, что свеча «заупокойная» стоит за живого Авеля, и срочно вычеркнет его из числа живых. С позицией Каина все понятно, но мы, конечно, не такие и с помощью свечей не пытаемся манипулировать Богом.

Во-вторых, Авель не на шутку испуган. Следовательно, он имеет точно такое же отношение к свече (и в целом ко всем церковным священнодействиям) и понимание Бога, как у Каина. «Господь меня убьет из-за этого Каина, а мне так хочется жить. Ой, уже и сердце что-то закололо...» – плачет бедный Авель. Одна у него теперь надежда: есть такие маги-священники, которые могут снять проклятие, наверняка смогут, особенно если хорошо заплатить...

Авель, конечно, не прав, но чего боимся мы? И проклятий, и антихриста, и китайцев с американцами. А помочь нам могут если и не маги-священники, так уж точно маги-старцы.

Победить Каина внутри себя

В-третьих, Авель бежит в храм и разговаривает с батюшкой. Здесь возможны разные варианты, так как в природе встречаются разные авели и очень разные батюшки. В одном случае батюшка отмахивается или отшучивается, а Авель успокаивается или бежит к другому батюшке. В другом случае батюшка подыгрывает или сопереживает, начинает «вымаливать» грешника (а заодно освящать машину и квартиру). Авель очень рад, но существует некоторая вероятность со временем ему самому превратиться в Каина.

А в третьем случае батюшка серьезно и обстоятельно объясняет, что Бог есть Любовь, что молитва (и свеча как ее образ) – это живая связь человека с Создателем с целью стяжания Святого Духа, обо́жения человеческого естества, а всевозможные суеверия и страхи, злоба и обиды лишь туманят наш взор и удаляют нас от спасения.

В этом случае в идеальном варианте Авель меняет свое мировоззрение с магического на православное, воцерковляется, примиряется с Каином и приводит его к истинной вере. Все наши герои – и Каин, и Авель, и батюшка – живут долго и счастливо, в мире и любви с Богом и ближними.

Конечно, любую ситуацию, даже суеверие и предрассудки, можно обернуть ко благу, если с Божией помощью постараться увидеть за проблемой живого человека, если не судить, а объяснить. Мы почти весь прошлый век усердно теряли традиции и заменяли их обычаями, уничтожали веру и сочиняли верования, рушили храмы и возводили капища. Стоит ли удивляться тому, что выросли целые поколения каинов? Однако никогда не поздно одуматься. У каждого из нас в частности и у всего народа в целом есть возможность победить каина внутри себя, очистить свою веру от вредных примесей суеверия и возродить Божией милостью православный дух святой Руси.

Священник Евгений ПОБИРЧЕНКО

Публикация газеты
«Челябинские епархиальные ведомости»