Посте того, как уровень религиозности в мире сильно упал и выросло несколько не воцерковленных поколений, появились огромные массы людей с самым зачаточным уровнем знаний на эту тематику. Однако же, мышление многих из нас очень далеко от рационалистического. А природа не терпит пустоты, и место официальных религий заняла вера в большого брата, который за всеми пристально наблюдает; различные теории заговора от масонов до ZOG; убежденность в существовании рептилоидов, которые тайно живут среди нас.
Именно такой психологический механизм лежал в основе популярности неоязычества. И уверяю вас, что у евреев оно тоже есть. Хотя, казалось бы, предать забвению старую веру сильно постарались еще суровые жрецы Иудейского царства.
Вообще, правильнее бы это движение следовало называть семитским неоязычеством, поскольку его сторонники стремятся возродить верования, которые были общими для всех семитов. Но так как арабы, ассирийцы и прочие участвовать в этом ничуть не желают, то будем называть его еврейским. Оно появилось в 1960-х годах в США на волне популярности таких идей среди англосаксонских американцев и в основном, распространено среди ашкеназов, т.к. восточные евреи более консервативны. Правда, в Израиле и даже в Ливане такие неоязычники тоже есть.
Проблема состоит в том, что хоть история еврейской религии хорошо записана, она представляет из себя историю формирования монотеистической веры. А от ее более ранних аспектов старались избавиться очень тщательно. Поэтому, во что верили древние израильтяне, точно никто не знает.
И оттого вопрос с отсутствием необходимых знаний язычники по всему миру решают одинаково. Они придумываю новые традиции с нуля. В частности, еврейское язычество много взяло у германских движений Асатру и Викка. Неудивительно, что их службы напоминают друг друга, как, собственно, и у других язычников. Это, как бы точнее сказать, попытка имитации колдовства современным человеком. Фраза про котят (или козлят) – не совсем шутка.
Теоретической основой движения являются книги серьезного ученого – Рафаэля Патай. Этот венгерский еврей сначала уехал из Европы в Израиль, потом из Израиля в Америку и занимался домонотеистическими верованиями израильтян на строгой научной основе. После себя он оставил труды «Иудейская богиня» и «Иудейские мифы. Книга бытия», которые язычники знают, как христианский священник знает Библию.
Впрочем, слишком много накопать даже Патай не смог – от древней еврейской веры остались лишь черепки от ваз с рисунками и изображения, высеченные на камнях древних храмов. Определенные сведения может дать проведение аналогий с лучше сохранившимися месопотамскими и ханаанскими семитскими религиями, которые, как предполагаются, были очень похожи.
Больше всего язычники евреи почитают богиню Ашеру, которая считалась супругой Яхве. Идентичными ей являются финикийская Астарта и вавилонская Иштар. О них, собственно, Патай и писал. Поскольку богиня в наличии всего одна, еврейское неоязычество очень феминистично. Особенно в последние годы, когда прекрасная половина человечества стала перехватывать в нем контроль. Организацию «Бейт Ашера» («Дом Ашеры»), одну из первых такого рода, основала американка с частично еврейским происхождением Маджента Гриффитс. До того, как она стала там верховной жрицей шабаша, эта экстравагантная дама была членом правления в крупном объединении германских неоязычников.
Точка зрения официального иудаизма на этот счет однозначна. Заповедь, которая карает высшей мерой за ведовство, магию и некромантию, по сей день не отменена. Саул, первый царь Израиля, перед важной битвой обратился за советом к ведьме. И пророк Самуил в гневе предсказал его поражение и гибель – так и случилось на следующий день. К сожалению для раввинов, сейчас они правом карать и миловать не обладают. В противном случае, еврейских язычников увещевали бы не только словами.