Дорогие друзья! В нашей новой рубрике "Изогалерея" мы хотим рассказывать о картинах, об истории их создания, интересных фактах. Решили мы начать с известной картины Перова "Тройка."
Зима. На улице жуткий мороз, трое крестьянских детей-мастеровых из последних сил катят неподъемные сани с водой. В один момент бочка опрокидывается и заливает всю улицу водой, которая тотчас превращает дорогу в скользкую горку. Дети замерзшими руками пытаются водрузить бочку на сани и обреченно поворачивают обратно, к проруби.
Такую, поразившую до глубины души, картину увидел на улице художник Василий Перов и решил запечатлеть ее на холсте. "Тройка" стала одной из самых известных и драматических картин художника. Трое измученных, одетых в лохмотья, продрогших до костей ребятишек тащат по дороге сани с тяжелой бочкой. Сзади, хоть как-то пытаясь помочь им, ее подталкивает проходящий мимо мужчина. Их лица, преисполненные отчаянного страдания и невыносимой усталости, направлены навстречу пронизывающему ледяному ветру. Заиндевевшая от сильного мороза стена, разбрызгивающаяся из бочки вода, моментально взявшаяся сосульками, истощенные детские фигурки - все говорит об их беспросветной жизни, подчеркивая всю безвыходность положения.
Картина была написана в 1866 году и за нее Перов был удостоен звания академика живописи. В первоначальных этюдах к этой картине по задумке автора детские лица должны были быть не по-детски истощенными и крайне болезненными. Но впоследствии художник отказался от своей первоначальной идеи - их лица стали миловидными и одухотворенными, но со следами полной безысходности. Тема картины поднимает один из остросоциальных вопросов того времени - эксплуатацию детского труда как дешевой рабочей силы. Дети работали на фабриках, заводах, в магазинах... Взрослели рано, о беззаботном детстве могли только мечтать.
История этой картины с безрадостным сюжетом имеет еще и не менее трагическое продолжение, чему художник посвятил один из своих рассказов "Тетушка Марья". Когда два детских образа справа и слева были дописаны, место центрального героя пустовало. Художник был в поиске образа типичного мальчика того времени.
Долго я его отыскивал, но, несмотря на все поиски, задуманный мною тип не попадался.
...в стороне заметил старушку с мальчиком. Старушка что-то покупала у вертлявого разносчика.
Подойдя ближе к мальчику, я невольно был поражен тем типом, который так долго отыскивал. Я сейчас же завел со старушкой и с ним разговор и спросил их между прочим: откуда и куда они идут? Старушка не замедлила объяснить, что они из Рязанской губернии, были в Новом Иерусалиме, а теперь пробираются к Троице-Сергию и хотели бы переночевать в Москве, да не знают, где приютиться. Я вызвался показать им место для ночлега. Мы пошли вместе.
"Тетушка Марья", В. Перов
Перов пытался объяснить женщине, что он художник и хочет написать портрет ее сына и даже предложил за это деньги. Но она отказывалась и, чтобы развеять недоверие старушки, Перов позвал ее с сыном к себе в мастерскую. Мальчик оказался тезкой художника - его звали Вася. Когда они пришли к нему, Марья, а именно так звали женщину, кажется начала понимать, что хотел художник, но продолжала решительно отказываться, говоря что это великое согрешение, да и слышала она что от этого люди умирают... В ходе разговора художнику все-таки удалось убедить тетушку Марью и Перов пишет портрет Васи. Женщина, к слову, была не так уж стара, трудная жизнь, тяжелая работа, потеря мужа и всех детей добавляли ей возраста. У нее осталась одна радость в жизни - единственный сын Васечка.
Через несколько лет, когда художник порядком подзабыл о своем юном натурщике, а картину уже приобрел Третьяков, к Перову неожиданно пришла та самая женщина. Протянув дрожащими руками ему платок со скопленными деньгами и заплакав, тетушка Марья рассказала о своем горе: Вася ее в прошлом году умер от оспы. Она хотела купить ту самую картину дабы смотреть на свое любимое дитя. Но за неимением такой возможности, Перов проводил ее в галерею, где висела картина.
Мы пошли по богато убранным комнатам, увешанным картинами, но она ни на что не обращала внимания.
Придя в ту комнату, где висела картина, которую старушка так убедительно просила продать, я предоставил ей самой найти эту картину. Признаюсь, я подумал, что она долго будет искать, а быть может, и совсем не найдет дорогие ей черты; тем более это можно было предположить, что картин в этой комнате было очень много.
Но я ошибся. Она обвела комнату своим кротким взглядом и стремительно пошла к той картине, где действительно был изображен ее милый Вася. Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на нее и, всплеснув руками, как-то неестественно вскрикнула:
«БАТЮШКА ТЫ МОЙ! РОДНОЙ ТЫ МОЙ, ВОТ И ЗУБИК-ТО ТВОЙ ВЫБИТЫЙ!»
...старушка стояла на коленях и молилась на картину. Она молилась горячо и сосредоточенно на изображение ее дорогого и незабвенного сына.
"Тетушка Марья", В. Перов
Женщина была невероятно признательна и Перову, и Третьякову. Художник, в свою очередь, пообещал ей написать портрет Васи и отправить ей. Спустя год женщина получила портрет сына в позолоченной раме, а через несколько месяцев Перову пришло ответное письмо со словами искренней благодарности:
"лик Васеньки повесила к образам и молю Бога о его успокоении и твоем здравии", - писала она.
Источники: книга Юлии Варенцовой «Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX — начала XX века»; рассказ В.Г. Перова "Тетушка Марья"
Биографию Василия Перова можете прочитать в нашей статье:
Правдивое искусство Василия Перова
Друзья, ваши подписка и лайки помогают развитию этого канала! Вас ждет еще больше интересных материалов!
А пока готовятся следующие статьи, почитайте уже опубликованные:
Толкин - иллюстратор...а вы знали?
Мир Кристины глазами Эндрю Уайета
История слепого скульптора Лины По
художники #живопись #искусство